Александр Ежов, директор выставки WorldFood Moscow, рассказал в интервью Сергею Черёмышу, о предстоящей выставке WorldFood 2021 и о новых возможностях для участников
Выставка и пандемия
WorldFood – это международный бренд, выставка проходит не только в России, но и в Турции, Украине, Узбекистане и Казахстане. В Москве она всегда имеет огромный успех. Например, доковидный 2019 год — это 1700 компаний-участниц и 30 000 посетителей. И в 2020 году, став первым деловым офлайн-мероприятием, она тоже прошла очень хорошо, хотя представители многих стран и не смогли приехать.
Обычно в WorldFood Moscow принимает участие до 55 процентов иностранных компаний, а посещает ее порядка 12 процентов зарубежных специалистов. Причем эти 3000—4000 тысячи закупщиков приезжают целенаправленно, в поисках партнеров на российском рынке.
WorldFood Moscow 2020 стала первой выставкой с начала пандемии. То, что она состоялась, это была огромная победа для всех нас. Мы наблюдали ажиотаж: категорийные менеджеры подходили прямо на стенды, хотя в обычное время бывает наоборот — производители стремятся познакомиться с ними, чтобы поставить свою продукцию на полку. Но в 2020 году все перестраивалось, менялось, ломалось, рушилось. Поставщики, цепочки поставок, логистика – везде были кардинальные изменения. И конечно, когда одни полки пустели, а на другие, наоборот, не было спроса, менеджерам в поисках альтернативы нужно было прийти на выставку.
Представители федерального и регионального ритейла — ключевые посетители выставки WorldFood Moscow. Конечно, у них очень много вопросов, а на выставке и на мероприятиях деловой программы они могут пообщаться и с производителями различных продуктов, и с другими категорийными менеджерами, а главное, получить опыт. На нашей выставке представители федеральных сетей делятся опытом со специалистами из региональных сетей. И здесь важно, что ты учишься у тех, кто некий путь уже прошел.
В 2020-м открытость диалога была крайне высокая. И если мы посмотрим на плотность посетителей с точки зрения ажиотажа, то увидим, что в 2019-м было 17 человек на одну компанию, а в 2020-м — 40! То есть людей, которые пришли с целью перевести переговоры с производителем, было в 2 с лишним раза больше!
Предстоящая выставка WorldFood Moscow 2021 — юбилейная, 30-я. Мы рассчитываем в 2021 году увидеть 1000+ по количеству участников, 20 000+ по посетителям, 40+ участвующих российских регионов, 15+ национальных экспозиций.
Деловая программа 2021
Как всегда мы уделим огромное внимание деловой программе. Например, в 2019 году нас посетил Уолтер Робб, звезда мирового ритейла, генеральный директор Whole Foods Market до 2016 года. Надеемся, что в 2021 программа станет не менее интересной для участников.
В 2021 году мы снова планируем собрать лидеров всех крупнейших сетей, как сделали в 2020-м, и с ними обсудить проблемы, которые возникли за этот год. Хотим провести конференции по категориям: фрукты-овощи, здоровое питание, кондитерские изделия. В рамках выставки мы готовим мероприятия, посвященные FoodTech, HoReCa, планируем инвестиционную панель проектов и пленарную сессию с лидерами российского ритейла.
ЗОЖ и HoReCa — ключевые направления WorldFood Moscow 2021
Год назад мы особо не ставили на здоровое питание, на здоровый образ жизни, потому что ситуация ухудшалась и было очень много выходных. Казалось, что люди начнут экономить, что спрос останется на бакалейной группе товаров. Но 2020 год показал огромный интерес к продуктам здорового питания, органике. И в прошлом году мы даже впервые вручали премию WorldFood Organic. В этом году будем делать ее во второй раз. Мы понимаем, что многие люди сегодня фокусируются на своем здоровье, на том, что они едят, в каком количестве и какого качества продукты.
Также мы видим, что в последние несколько лет приходит все больше и больше закупщиков из сектора HoReCa. 2020 год, конечно, потряс это направление, но выставка WorldFood Moscow — про качественные продукты питания, и, конечно же, закупщики из ресторанов и с предприятий общепита приходят к нам в поисках российских и зарубежных партнеров. Для этой аудитории мы будем делать отдельную сессию, куда позовем экспертов и аналитиков, а также практиков-рестораторов, которые расскажут, как HoReCa справляется с текущими вызовами.
Эффективные переговоры и центры закупок
У выставки WorldFood Moscow огромный экспортный потенциал, сюда приезжает огромное количество иностранных производителей и иностранных закупщиков. В 2019 году мы впервые делали выездную закупочную сессию, привезли 9 китайских ритейлеров, которые вели переговоры с российскими производителями готовыми поставлять продукцию в Китай. По итогам переговоров несколько компаний (те, кто был готов, у кого позволяли объемы) начали поставки в Китай.
Качество продуктов и премия «Продукт года»
Каждый год мы вручаем Премию «Продукт года»: выдаем медали и сертификаты, подтверждающие высочайшее качество продуктов. Ежегодно на соискание премии подается порядка 100—150 заявок, это примерно 10 % компаний, участвующих в выставке.
Мы не можем проконтролировать качество продукции каждого производителя, но, если компания идет на крупную международную выставку и хочет там найти клиента, значит товар должен соответствовать высокому уровню качества. Конкуренция здесь высокая, соревнуются производители не только внутри страны, но и из СНГ, со всех континентов.
Офлайн vs онлайн
По моему глубокому убеждению, офлайн-общение никуда не денется. Кроме того, очень важно, особенно когда речь о выставке продуктов (даже если это не питание) иметь возможность потрогать, прикоснуться, разглядеть товар.
Думаю, что пока гибридный формат будет небольшим дополнением огромного офлайн-мероприятия. Мы больше года назад ушли на удаленку. Но примерно с 2017 года в компании Hyve планомерно делали все, чтобы каждый сотрудник мог работать из любой точки мира. Поэтому, когда случилась пандемия, мы были к этому готовы и быстро наладили коммуникацию. Мы проводим разные семинары, которые помогают сотрудникам оставаться в форме, в боевом настроении.
Выставка WorldFood 2020 стала первым постковидным мероприятием. На мой взгляд, она прошла шедеврально! Люди были все испуганы, боялись приезжать, и при этом мы собрали за четыре дня 13 799 посетителей. Вот тогда мы действительно поняли, насколько важное дело делаем для отрасли, давая возможность и производителям, и закупщикам в течение четырех дней вести эффективную коммуникацию. Когда появилось кино, говорили, что театр умрет. Нет, он не умер и до сих пор популярен. Поэтому я думаю, что хорошие качественные выставки останутся с нами еще надолго.
Омниканальность и гибридные форматы
В компании большое количество разнообразных выставок, только в Москве их 20. И в 2020 году мы сфокусировались на омниканальности, находились во взаимоотношениях с участниками, посетителями в течение всего года. В рамках каждого проекта в 2020 году мы запускали онлайн-мероприятия. На каких-то проектах это действительно привлекло аудиторию, было интересно и нужно ей, но на некоторых онлайн-формат был не особо востребован. И мы оставили онлайн там, где он пользовался популярностью.
На сайте выставки WorldFood Moscow в 2020 году мы сделали онлайн-витрину, она была бесплатна для всех участников. Мы сфотографировали продукты, разместили их описания, дали контакты производителей — и те, кто не мог приехать, имели возможность хотя бы так ознакомиться с ассортиментом. Кроме того, на сайте можно было поработать с электронным каталогом участников.
Но все-таки онлайн пока это не основной наш профиль. Я думаю, что если мы профессионалы в организации выставок, то мы и фокусироваться должны на том, что умеем делать хорошо. Хотя, конечно, будем развивать направление, если увидим в нем плюсы для наших участников, посетителей и в целом для компании.
Новые выставочные сервисы
У нас появилась услуга Leadfrog. Каждому участнику мы даем необходимое количество аккаунтов, и он может отслеживать всех посетителей своего стенда, то есть формировать собственную базу данных. У сервиса есть продвинутая версия: участник размещает QR-коды на своих товарах, таким образом, он собирает базу даже о тех посетителях, которые не зашли пообщаться на стенд, а только сфотографировали эти QR-коды. Услуга успешно показала себя на весеннем блоке.
Поддержка участников
Мы плотно взаимодействуем с центрами поддержки предпринимательства и экспорта, а также с другими организациями, которые занимаются в своих регионах поддержкой производителей. И в 2018 году была запущена региональная программа по поддержке участников. На WorldFood Moscow 2018 было представлено около 25 региональных стендов, в 2019 — уже 44, а с учетом индивидуальных компаний — уже 56 регионов. В 2019 году самым большим региональным стендом стал московский — 220 кв. м, на нем представили свою продукцию порядка 15 производителей. И даже в 2020 году, когда все было закрыто, и никто никуда не ехал, нам удалось представить 32 региона.
Участие в региональном стенде очень выгодно для компаний, так как государство частично или полностью оплачивает их участие в выставке. Подавать заявки нужно через региональные центры поддержки предпринимательства либо центры поддержки экспорта. Первая волна сбора заявок проходит весной, сейчас идет вторая. Руководитель раздела региональных экспозиций — Марина Сосницкая (контакты на сайте). Все компании, которые хотят участвовать в этой программе, могут напрямую обращаться к ней. Главное вовремя подать заявку. И нужно понимать, что бюджеты у всех регионов ограничены, так что не все компании успеют получить 100% компенсацию, поэтому заявку нужно подавать как можно раньше.
Другой вариант экономичного участия — воспользоваться нашим оптимальным предложением: небольшим компаниям мы предлагаем готовые стенды площадью 3 и 5 кв. м. Все полностью застроено: приходи, раскладывай продукцию и участвуй.
Важно чтобы мероприятие было качественным — тогда аудитория обязательно соберется. И если у вас качественный товар, вас обязательно найдет ваш клиент!