Актуальная статистика и тренды потребительского рынка


21 сентября в рамках деловой программы выставки WorldFood Moscow состоялась аналитическая сессия. Спикеры представили первые итоги трех кварталов 2021 года и свои прогнозы на следующий год

Основными темами аналитической сессии стали изменения потребительского рынка и главные тренды в развитии розничных сетей в России и за рубежом.

Первой выступила Светлана Боброва, руководитель направления по развитию бизнеса NielsenIQ. Прежде всего она отметила, что за прошедшие с начала пандемии полтора года объем потребляемой человеком информации значительно вырос. В своем выступлении Светлана постаралась дать резюме того, что произошло за полтора года, к чему мы пришли и чего ожидать от ритейла, потребителя и российского рынка дальше.

В потребительском настроении Светлана выделила следующие тренды:

  • Здоровье остается в фокусе внимания потребителей

Помимо этого, опасение потребителей вызывают рост цен в FMCG, на коммунальные услуги, а также личное благосостояние.

  • Россияне все еще негативно настроены относительно ближайших перспектив

И это объясняет ту осторожность, которая удерживает потребителя от более высокой покупательской активности.

  • На сферу товаров повседневного спроса продолжают влиять две разнонаправленные тенденции

С одной стороны, желание компенсировать необходимость сокращения расходов на питание и развлечения вне дома (изменения в образе жизни коснулись 89% респондентов). С другой — необходимость следить за расходами во всех сферах (66% ответивших поменяли стратегии выбора категорий и марок).

  • Большинство взяли под контроль свои расходы

71% руководителей FMCG-бизнеса считают снижение доходов покупателей основным риском для бизнеса в перспективе трех лет, а 85% — в перспективе одного года.

  • Динамика потребления FMCG в России отстает от Европы и Америки

  • Произошла смена локации продаж

За это время произошел отток жителей мегаполисов в маленькие города, в пригороды, многие уехали на дачу. Спрос также переместился в след за потребителями.

  • Дискаунтеры продолжают наращивать свою значимость

В странах Восточной Европы на этот формат приходится 32,4% продаж.

  • Онлайн-рынок FMCG продолжает расти двузначными темпами

Более четверти (27%) покупателей во всем мире совершили онлайн-покупку FMCG впервые из-за пандемии.

Сейчас доля онлайн-торговли от общего рынка FMCG в денежном выражении — 4%, в натуральном выражении — 7,3%. Еще два года назад мы говорили об 1% доли.

Количество онлайн-заказов в первом квартале 2021 года по сравнению с аналогичным периодом в 2020 году выросло на 436%. Пенетрация покупателей выросла с 9% до 65%, а частота заказа — с 1,3 в месяц до 4,7.

  • Пандемия сняла барьеры в отношении ультрасвежих продуктов

Пенетрация ультрафреш (овощи, фрукты и салаты, свежее мясо и рыба, молочная продукция) категории удвоилась. До пандемии в этой категории наблюдался высокий уровень недоверия потребителей к онлайн торговле.

160% — средний уровень роста онлайн продаж ультрафреш категорий в России.

Светлана Боброва, NielsenIQ«Если говорить о том, насколько потребитель уверен в своем будущем, интересно обратить внимание на Индекс потребительского оптимизма. На шкале от 0 до 200 эта отметка находится на уровне 90. То есть сто такое 90 на шкале от 0 до 200: верхний уровень пессимизма или нижняя граница оптимизма?»

Светлана Боброва, руководитель направления по развитию бизнеса NielsenIQ


Продолжая тему роста онлайн-торговли, Светлана обозначила три главных драйвера этого процесса:

  • Новые покупатели

При этом аудитория пополняется не только за счет более легкой на подъем молодежи, но и за счет поколения 65+. В России около 20% продаж крупнейших онлайн-ритейлеров приходится на эту возрастную группу.

  • Удобство канала

Онлайн — это возможность почти безграничного ассортимента. В онлайне стали появляться частные марки, и они набирают популярность. 37% покупателей переключаются на СТМ в целях экономии.

  • Инвестиции главных игроков

Меняется традиционная бизнес-модель ритейла: ритейлеры диверсифицируют бизнес, чтобы покрыть все покупательские миссии.

На фоне стремительного роста онлайн-торговли доля офлайн продолжает снижаться. 44 % ритейлеров рассматривают риск дальнейшего снижения трафика в офлайн магазинах в перспективе трех лет как основную угрозу для бизнеса. Это одна из причин, почему ритейл продолжает инвестировать в развитие онлайн формата.

Второй спикер сессии — Иван Федяков, генеральный директор INFOLine — рассказал про основные итоги первого полугодия и текущий рейтинг розничных сетей России, а также о тех изменениях, что произошли в отрасли.

«Сейчас мы находимся в фазе восстановления экономики, и это вселяет оптимизм», — начал свое выступление Иван. В то же время фактор неопределенности все еще силен. Но за полтора года произошли такие системные изменения в отрасли, которые уже необходимо закладывать в стратегии своих компаний».

В первом блоке доклада Иван представил итоги исследования потребителей. Сравнивая динамику оборота розничной торговли в периоды кризисов, спикер отметил, что таких «качелей», как в 2020 и 2021 годах российская экономика еще не переживала: провал в 2020 году на 25-30% и последующее восстановление во втором квартале 2021 года. По итогам последних семи месяцев розничный оборот растет на 9,3% в натуральном выражении и на 17% в денежном выражении.

Но в этом, конечно, есть много подводных камней: если разложить продажи на food и non-food, то станет ясно, что рост категории food в 2021 году все еще не перекрывает падение прошлого года.

Основная причина, конечно же, финансовое положение домохозяйств. Во втором блоке доклада были представлены данные о зарплатах и доходах населения. После рекордного снижения доходов в 2020 году, положительная динамика наметилась только во втором квартале этого года.

Как и при любом кризисе, растут накопления: более 35 трлн рублей сейчас на банковских счетах граждан России, что эквивалентно годовому розничному обороту.

Бьет все рекорды и объем кредитования: только за август этого года было выдано более 1 млн кредитных карт в России. Больше 70% домохозяйств имеют кредит, более 11% — ипотеку. Долговая нагрузка — 12%. При этом «провала кредитований», как в прежние кризисы, не наблюдается.

Неизбежно растут и задолженности по кредитам, что неизбежно будет влиять на экономику уже в ближайшем будущем. Для охлаждения рынка ЦБ уже поднимает ставки.

Сильные изменения происходят и в структуре рынка, о чем Иван рассказал в третьей части доклада. По итогам 2020 года мы видим резкое усиление позиций топ-игроков FMCG. Всего за год доля десяти крупнейших сетей выросла с 33% до 37%. По итогам первой половины этого года рост лидеров продолжается с опережением роста рынка.

Сравнивая уже лидеров между собой, Иван отметил, что у некоторых в 2021 году наблюдается снижение эффективности. Это тревожный сигнал, говорящий о том, что даже таким компаниям необходимо усиливать свои позиции в конкурентной борьбе.

В заключительной части доклада спикер представил главные особенности развития форматов FMCG:

  • Развитие формата «жесткий дискаунтер»

Планы по открытию и запуску такого формата уже анонсировали крупнейшие сети России.

  • Развитие формата «гипермаркет»

В этом формате тенденция сокращения торговых площадей и трансформация объектов: переоборудование в dark store, развитие дополнительных сервисов.

  • Развитие специализированной розницы

Наиболее популярные форматы: алкомаркеты, мясная продукция, овощи и фрукты.

В формате онлайн из Вильнюса присоединился третий спикер сессии — Екатерина Третьякова, аналитик отдела продуктов питания Euromonitor International. Екатерина представила уникальный материал о будущем готовой еды.

Скачать презентацию спикера можно отдельно по ссылке>>>
 

Чтобы получить запись этой сессии и другие материалы деловой программы WorldFood Moscow, оформите подписку на сайте.

ПОДПИСАТЬСЯ
Назад