Аналитика рынка продуктов питания


Ведущие аналитики подвели итоги 3-го квартала и поделились прогнозами на 2021 год

22 сентября в рамках деловой программы выставки WorldFood Moscow 2020 состоялась аналитическая сессия, на которой ведущие аналитики подвели итоги 3-го квартала 2020 года и поделились прогнозами на 4-й квартал 2020 года и на 2021 год.

О том, что сейчас происходит у ритейла и производителей, и как меняется поведение покупателя, рассказали:

  • Иван Федяков, генеральный директор, INFOLine

  • Светлана Боброва, директор по развитию бизнеса, Nielsen

  • Анастасия Джафарова, директор по работе с клиентами отдела исследований потребительской панели, Gfk Rus

  • Павел Абрамов, начальник управления маркетинговых данных и аналитики, Сбербанк



«Мы говорим о том, что это, по сути, новый рынок: мы за какие-то полгода пережили тот эволюционный путь, который должен был занять годы»

Иван Федяков, генеральный директор INFOLine


В своем докладе Иван Федяков привел самую свежую статистику: падение рынка на 30% в марте-апреле стало самым крупным в истории российского ритейла. И, хотя восстановление началось почти сразу, пока так и не удалось выйти из отрицательных показателей: к августу уровень отставания составляет 4%.

При этом, как отметил Иван, ключевые вызовы все еще впереди. По прогнозам, не менее 10% магазинов будут закрыты по итогам года, что усилит тенденцию консолидации: уже сейчас 37% всех продаж приходится на долю 10 крупнейших сетей.

Самым заметным изменением на рынке стало стремительное развитие интернет торговли, что усилило межформатную и межканальную конкуренцию. Чтобы привлечь покупателей в офлайн-магазины, компании стали их активно модернизировать, идет процесс автоматизации. Стали появляться сети микромаркетов — вендинговых аппаратов с самообслуживанием. Развиваются форматы коллаборации с сетями общественного питания.

«20 прошедших лет, которые мы жили в парадигме конкуренции, борьбы за рынок, они закончились. И дальше начинается новая парадигма развития нашей отрасли, когда приоритетом вашей работы должна стать кооперация, объединение, совместные проекты», — подытожил Иван свое выступление.



«Сейчас самое правильное время, чтобы смотреть на опыт зарубежных стран, анализировать, и создавать или, вернее, пересоздавать свои товары и услуги»

Светлана Боброва, директор по развитию бизнеса, Nielsen
 

Светлана Боброва в своем выступлении рассказала о поведении потребителя в период пандемии и после. 

Светлана отметила, что, в связи с переходом в онлайн (доля онлайн-канала от продаж FMCG возросла до 5% по сравнению с 1,8% до Covid) рынок FMCG переживает сейчас перезагрузку в четырех направлениях.

  1. Новая потребительская корзина: что мы будем потреблять?

  2. Домашнее потребление: где мы будем потреблять?

  3. Новые рациональные мотивы шопинга: почему мы будем потреблять?

  4. Новый масштаб промо.

И, чтобы понять, как попасть в потребительскую корзину в новых условиях, нужно найти ответы на эти вопросы. В своем докладе Светлана обозначила, что нужно сделать компаниям в ближайшее время, чтобы максимально соответствовать новым запросам покупателя.


«Структура ритейла меняется, так как меняется сам покупатель»

Анастасия Джафарова, директор по работе с клиентами отдела исследований потребительской панели, Gfk Rus


Анастасия Джафарова обозначила тенденции в изменении потребительского спроса в 2020 году. Более подробно остановилась на продажах мяса и сыра.
Кроме того, она представила новый подход к типологизации потребителей, разработанный специалистами Gfk Rus. На основе фактических покупок (частота, канал, средний чек) и покупательского поведения (промо, планирование, новинки) они выделили восемь типов покупателей. Такое деление позволит кампаниям максимально эффективно формировать предложение, опираясь на запрос  и сценарии поведения целевой аудитории.




«Рост запросов на внутреннюю аналитику увеличился кратно»

Павел Абрамов, начальник управления маркетинговых данных и аналитики,Сбербанк


Павел Абрамов презентовал новый портал sberindex.ru, на котором собраны аналитические данные, связанные с изменениями потребления и оплаты труда в эпоху коронавируса.

На портале можно найти актуальную статистику по категориям: индекс потребительской активности, изменения трат по категориям, индекс туризма, изменение объема ФОТ, изменение оборотов бизнеса, изменение активности МСП.

В конце встречи спикеры ответили на вопросы. И пока они не теряют оптимизма. Понятно, что доходная часть бюджета сильно пострадает, однако у рынка есть перспективы в онлайн-ритейле, заметными темпами растет рынок органики. Сейчас главное для бизнеса — выбрать правильную стратегию. 

Записи выступлений деловой программы можно получить бесплатно, оформив подписку.

Подписаться
Назад