Молочная продукция и сыры как индикатор кризиса


Ключевые игроки рынка рассказали о текущем состоянии продуктовой категории и поделились опытом, как реагировали на новые потребительские тренды

Молочная категория — одна из самых объемных, динамичных и конкурентных на рынке продуктов питания. О новых вызовах для категории в период кризиса, об изменении объемах потребления и спроса, а также об актуальных тенденциях рассказали представители отраслив рамках деловой программы выставки WorldFood Moscow 2020.

Спикеры
  • Марина Петрова, генеральный директор, Petrova Five Consulting
  • Наталия Франтова, директор департамента закупок свежих и ультрасвежих товаров, Selgros
  • Тарас Кожанов, директор фермы «Лукоз Саба», заместитель директора, Сернурский сырзавод
  • Марина Балабанова, региональный вице-президент по корпоративным отношениям в России и СНГ, Danone
 
«Емкость рынка сыра и сырных продуктов в 2019 возросла на 12 % относительно 2017 года, что отражает повышение культуры потребления сыров, несмотря на сокращение реальных доходов населения». Марина Петрова, Petrova Five Consulting
 
По данным спикера, потребление сыра на душу населения в РФ в 2019 году возросло до 4,7 кг. На фоне роста производства продолжается и рост импорта. Обусловлено это тем, что отечественные производители по определенным параметрам не дотягивают до уровня, который нужен потребителю. Наибольший объем импортных поставок приходился на страны, выпускающие недорогие и качественные сыры групп «Гауда», «Эмменталь» и «Тильзитер». Из топ-15 стран только Беларусь и Аргентина остаются открытыми для ввоза, что позволяет им нарастить объем. Марина считает, что успех продукции из Беларуси обусловлен ее логистической доступностью, схожей культурой потребления и благосклонным отношением потребителей. В своем сообщении Марина также перечислила основные глобальные тренды, среди них: здоровье и ЗОЖ, фактор цены, поляризация спроса, онлайн и социальные сети, растительные аналоги  и домашнее потребление. Игрокам рынка спикер рекомендовала не оставаться в тех же нишах ассортимента, что и раньше, а уметь гибко перестраиваться и реагировать.
 
«Одна из самых ярко выраженных тенденций, которая в России уже приобрела огромный размах, хоть никогда и не теряла своей актуальности, —  здоровая и доступная домашняя еда. Рост продаж сыра можно обусловить возросшей популярностью готовки — как известно, сыр используется в очень большом количестве блюд. Примерно 50 % начали готовить дома больше из-за пандемии. А каждый третий сейчас предпочитает проводить время с семьей, готовить и устраивать встречи дома».
Марина Балабанова, Danone
 
Говоря о трендах, спикер обратила внимание на возросшую популярность базовых молочных продуктов. Согласно исследованиям, 36 % потребителей изменили пищевые привычки из-за пандемии, 27 % стали упореблять максмально натуральные продукты. Также во время карантина наблюдается двузначный рост продаж традиционной молочной продукции, не имеющей дополнительных вкусов: +30% рост обсуждения «простого творога» в социальных сетях по сравнению с периодом до карантина.
 
Марина также обозначила снижение покупательской активности на открытых рынках и рост доверия к промышленному производству:  11% перестали покупать развесную молочную продукцию в магазинах и на рынках. Сейчас потребители считают, что большие корпорации беспокоятся о своей репутации, поэтому они будут заботиться о высоком качестве и соблюдении стандартов.
 
Кроме того, по мнению Марины, наблюдается тренд на продукты в большом объеме — средний размер упаковки растет для 26% продуктовых категорий. Но несмотря на это, наблюдается популярность и небольших форматов. Покупательская способность находится под угрозой, в связи  с этим потребитель ориентируется на доступность — 30% начали заменять некоторые категории продуктов питания более дешевыми аналогами.
 
«Будучи гипермаркетом, мы ощутили на  себе все изменения, колебания спроса и изменения потребностей покупателя. Сейчас мы наблюдаем, что спрос по количеству посещений сократился, но  он превышает 2019 год». Наталия Франтова, Selgros
 
Обратив внимание на продуктовую корзину нынешнего покупателя, мы увидим повышенный интерес к товарам первой цены. Наталия также отметила возврат к традиционным молочным продуктам — их  рост составляет 20—23 %. По мнению спикера, сыр и сырная категория — один из основных драйверов роста всей молочной категории. А сыр и сливочное масло — это те подкатегории, рост которых составляет почти 50%.
 
«Не нужно пытаться конкурировать с крупными маркетплейсами — узкий ассортимент может стать именно той фишкой, которую можно продавать потребителю. В США примерно 18% рынка стало «немолоком», и нас ждет тоже самое». Тарас Кожанов, «Лукоз Саба», Сернурский сырзавод
 
Вовлеченность крупнейших продуктовых ритейлеров в социальных сетях очень низкая — самый высокий показатель у сети «Красное и белое» (почти 5%). Среди онлайн-ритейлеров выделяется лишь торговая сеть «Самокат» — ее вовлеченность составляет 2,58 %. Клиент 2020 года, по мнению спикера, характеризуется наличием огромного выбора, высокой требовательностью, большой технологичностью и необходимостью в эмпатии.
 

Оформите подписку и получите записи мероприятий деловой программы
выставки WorldFood Moscow 2020

Подписаться
Назад