E-grocery: как быть на гребне волны разворачивающихся трендов


Представители лидирующих сетей и онлайн-сервисов обсудили будущее электронной коммерции на пленарной дискуссии, организованной на выставке WorldFood Moscow 2020

Участники дискуссии обсудили:

  • как изменился потребитель, процессы логистики и сама роль интернет-торговли;

  • как магазинам готовиться к непредсказуемым колебаниям продаж;

  • какие лучшие методики работы можно использовать в условиях турбулентности (из кейсов e-grocery рынка России, Китая, США и Европы)? 

  • как оптимизировать процессы и быстро решать проблемы с онлайн-доставкой.

 

На сессии выступили: 

  • Александр Федосов, директор по маркетингу и электронной коммерции, Metro;
  • Вячеслав Бочаров, основатель, «Самокат»;
  • Павел Глухов, директор по развитию бизнеса в продовольственном ритейле, «СберМаркет»;
  • Павел Орлов, директор по инновационному развитию и партнерству, «Магнит»;
  • Владимир Холязников, директор по цифровым дистанционным сервисам, Х5 Retail Group

 
Эксперты о перспективах развития онлайн-торговли

Павел Орлов («Магнит»), считает, что тренд на e-grocery  только зарождается. «Если смотреть на проникновение, мы понимаем, что в России люди еще не научились покупать продукты онлайн», — отметил он.
 
Сейчас действительно наблюдается высокий рост электронной коммерции,— продолжил мысль Александр Федосов (Metro). 25 % продаж Metro в мае были сделаны онлайн. Это объясняется тем, что Metro подключен к агрегаторам. Но и доля собственного онлайн-канала выросла с 1-2% до 6%. Александр предположил, что в будущем объемы канала онлайн вырастут значительно: «Если такой темп будет сохраняться, то рынок продуктового e-grocery достигнет оборотов, сравнимых с рынком потребительской элетроники».
 
Эту мысль поддержал и Владимир Холязников, Директор по цифровым дистанционным сервисам Х5 Retail Group, отметил, что в ближайшие пять лет рынок электронной коммерции вырастет кратно. Опыт компании показал, что наиболее эффективной является модель омниканального обслуживания, когда онлайн- и оффлайн-ритейл дополняют друг друга. И будущий тренд — это бесшовное совмещение крупными ритейлерами разных форматов обслуживания на базе своей инфраструктуры.

Вячеслав Бочаров, основатель сервиса «Самокат», высказал альтернативную точку зрения: «Значительный переток в онлайн станет возможным только тогда, когда он станет гораздо более удобным, чем оффлайн. И до недавнего времени канал онлайн этого удобства не давал. Когда нужно ждать доставку день или два, человеку проще сходить в ближайший магазин. Как только появились сервисы, которые дают тебе то, что ты хочешь здесь и сейчас, увеличилось проникновение».
 
О взаимодействии с маркетплейсами

Александр Федосов рассказал про опыт работы с маркетплейсами в Metro, отметил, что это направление, несомненно, будет развиваться, и в категории dry объемы уже сопоставимы с оффлайном. Дальнейшим драйвером должно стать развитие категории фреш, а также быстрой доставки.
 
В Х5 Retail Group пошли по пути развития внутренних сервисов и логистической инфраструктуры. Внутри компании развивается направление доставки последней мили, и компания уже сотрудничаем с крупными маркетплейсами, реализуя доставку в пункты выдачи в торговых точках сети.

Сеть «Магнит», находясь в позиции догоняющих, приняла гибридную стратегию развития. В партнерстве сможем развить канал онлайн быстрее, чем запускать с нуля.

«Маркетплейсы — это, по сути, витрины, которые дает тебе возможность дотянуться до клиентов», — считает Вячеслав Бочаров. И предлагает рассматривать их не в формате кейсов, а в сценариях — в каких ситуациях у человека может возникнуть потребность заказа. С этой точки зрения, онлайн-кинотеатр, в котором встроена кнопка для заказа, например, поп-корна, также будет считаться маркетплейсом.
 
О роли СТМ в онлайн-канале
 
В Х5 Retail Group, как отметил Владимир Холязников, задачи вырастить долю СТМ в онлайне нет. «В этом направлении мы идем в сторону персонализации клиентского опыта, стараясь предложить каждому то, что ему актуально», — объяснил он.

А вот основатель «Самоката» Вячеслав Бочаров, напротив, считает собственную марку основой ценностного предложения. Доля СТМ в продажах приближается к 30%. «Для нас СТМ это часть ценностного предложения. Когда стали появляться сервисы, которые так же, как и мы, стали предлагать доставку за 15 минут, мы поняли, что это больше не преимущество. Поэтому заниматься СТМ мы стали с целью обеспечить дополнительную ценность покупателю».
 
О роли производителя 

Обсуждая, как производитель может привлечь покупателя в канале онлайн, участники дискуссии сошлись во мнении, что в  90% случаях не хватает базовых вещей: карточек товаров, качественных фото, технических характеристик.

В заключение встречи спикеры ответили на вопросы слушателей о различиях региональных и федеральных потребителей, а также о перспективах роботизации процессов в ритейле.

Оформите подписку и получите записи мероприятий деловой программы выставки WorldFood Moscow 2020

Подписаться
Назад