Свежие овощи-фрукты: как развивать категорию


21 сентября в рамках Академии Ритейла на выставке WorldFood Moscow состоялась сессия, посвященная категории «Фрукты-овощи»

Главные темы сессии

•    Что происходит в категории сейчас, и как она трансформировалась
•    Категория «Овощи-фрукты» в онлайне: как чувствует себя категория
•    Как развивать категорию «Овощи-фрукты» с опорой на местных производителей
•    Какие коллаборации ритейлеров и поставщиков уже сейчас действуют на рынке
•    Как создавать бренды в категории «Овощи-фрукты»

Меланья СаакянДискуссия началась с аналитики и прогнозов.  Меланья Саакян, cтарший исследователь потребительской панели GfK Rus, представила обзор потребительских трендов на рынке фруктов и овощей. Спикер отметила, что сохраняется положительная динамика потребления товаров FMCG, она составляет 3 %. При этом рынок демонстрирует рост по объему покупок в стоимостном выражении за счет увеличения среднего чека, но частота покупок снижается.

В ценовой сегментации наблюдаются два противоположных тренда: с одной стороны, переключение на СТМ, с другой — на премиальный сегмент. Последнее, скорее всего, связано с отложенным спросом, когда после экономии в пандемию люди стали возвращаться к более дорогим брендам.

В структуре расходов домохозяйств по итогам июня 2021 года наибольший рост показали категории «Фрукты и овощи», «Замороженные продукты» и «Бакалея». А расходы на покупку FMCG-товаров составили 15 846 рублей.

Рассматривая динамику роста категории, Мелания отметила, что половина оборота приходится на Центральный, Приволжский и Южный федеральные округа. Москва демонстрирует более высокие темпы роста по сравнению с другими регионами в стоимостном выражении (+17 %).

При значительном росте категории в стоимостном выражении, в натуральном объеме показатели рынка падают. Это связано в первую очередь со значительным повышением цен: на 14,3 % в категории фруктов и на 18,9 % — овощей.

Спикер выделила две ключевые точки роста на рынке фруктов и овощей: авокадо (+41 % в денежном выражении и +55 % в объемах) и шампиньоны (+17 % в денежном выражении и +23 % в объемах).

В динамике торговых каналов рост наблюдается у категории хард дискаунтеров (+70 %), дискаунтеров (+23 %) и e-commerce (+161 %). Ключевой донор такого стремительного роста онлайн канала — это дискаунтеры. Электронная коммерция перетягивает денежные потоки из других каналов.

Николай Холодилин, ведущий консультант по продажам центра «Ясные решения», представил свой взгляд на аналитику рынка и поделился прогнозами. 

Рынок овощей достигнет к 2025 году 17—18, фруктов — 10—13 млн т, при этом к 2024 году прогнозируется снижение импорта. 

Пришел на российский рынок и общемировой тренд: смещение акцента от  выращивания на переработку продукции: ее упаковку, нарезку, сушку. Обработка позволяет создавать дополнительную ценность и продавать продукцию значительно дороже исходного сырья. Именно это и станет одним из драйверов роста категории.

Вторую часть сессии представили спикеры со стороны производителей и сетей:

•    Елена Иноземцева, операционный директор, «Делта Фрукт»

•    Игорь Миленкович, генеральный директор, «Делта Фрукт»

•    Илгиз Хасянов, заместитель председателя правления Башпотребсоюза, Центросоюз РФ

•    Олеся Жукова, лидер клиентского пути по категории «Овощи-фрукты», «ВкусВилл»

•    Антон Ченаш, директор подразделения МСК, «АйБаРус»

•    Илья Головизнин, ведущий категорийный менеджер, «Утконос онлайн»

Илья ГоловизнинИлья Головизнин рассказал о развитии категории «Фрукты-овощи» в онлайн-магазине «Утконос» и о новом опыте коллаборации с поставщиками. Переход потребителя в онлайн в начале пандемии позволил «Утконосу» закончить 2020 год в статусе лидера на рынке продуктов питания. «Утконос» остается лидером и по количеству SKU в категории «фрукты-овощи»: более 2000 единиц планируется продавать в категории к концу 2021 года.

Но в продвижении категории в онлайн есть своя специфика. Покупатель не может попробовать или увидеть товар перед покупкой, поэтому команда «Утконоса» по максимуму использовала различные инструменты онлайн-коммуникации: описания, фото, нейминг. Развитие категории «Фрукты-овощи» в онлайне также потребовало оптимизации процессов логистики и доставки.

В этом году в компании разработали новый опыт сотрудничества с партнерами. Коллаборация с поставщиками цветочных букетов и экзотических фруктов позволила добавить в ассортимент новые позиции и не перегружать собственный склад. Доставка до потребителя осуществлялась курьером «Утконоса» вместе с основным заказом. 

Антон ЧенашАнтон Ченаш рассказал об изменениях, которые пришлось сделать компании «АйБаРус» после взрывного развития онлайн-торговли. Ориентируясь на высокие требования к качеству товара в онлайне, компания перешла на закупку у поставщиков более высокой категории товара. Особое внимание обратили на развитие складов и логистики. Изменения коснулись и упаковки товара: компания переходит на эко-упаковку и оборотную тару.

Олеся ЖуковаОлеся Жукова рассказала о том, как сети «ВкусВилл» удалось продвинуть позиции манго и авокадо. В развитии категории «Фрукты-овощи» компания использует клиентский подход: для оперативного получения обратной связи от потребителей используется система рейтингов. Главная концепция магазина «ВкусВилл»: вкусное, спелое, стабильно и круглый год. Именно это позволило продвинуть позиции экзотических фруктов.

Илгиз ХасяновИлгиз Хасянов презентовал кейс по развитию категории «Фрукты-овощи» в сельхозкооперативах. Основной причиной стагнации в категории и сложностей с поставкой продукции в сети является невозможность гарантировать стабильное качество и объем. Для решения этой проблемы в 2021 году был запущен сельскохозяйственный сбытовой потребительский кооператив «Первый республиканский», объединивший мелких производителей и обеспечивший первые контракты с региональной сетью «Байрам».  Для развития формата были инвестированы средства в технику, семена, химзащиту. Это позволит к 2022 году выйти на показатель 50 000 тонн овощей. Для более мелких производителей, которые не могут по объему обеспечить выход в сети, создали производство соков для социального питания. 

Елена Иноземцева и Игорь Миленкович рассказали о реализации стратегии по развитию дополнительной ценности для потребителя. Компания «Делта Фрукт» выбрала клубную модель. Клуб – это закрытое сообщество, в котором регистрируются новые сорта, гибриды и торговые марки. Лицензии на выращивание передаются крупным производителям, которые прошли отбор клуба. Клубные продукты имеют особые органолептические свойства. 

Чтобы получить запись этой сессии и другие материалы деловой программы WorldFood Moscow, оформите подписку на сайте

Подписаться
Назад