HoReCa: новый опыт взаимодействия с ритейлом


На выставке WorldFood 2020 представители сферы HoReCa, ритейла и компаний-производителей продуктов обсудили взаимодействие во время пандемии

Конференцию «Новые успешные проекты взаимодействия HoReCa с ритейлом и производителями продуктов питания» открыла Светлана Силенина, руководитель направления «Потребительские рынки» агентства INFOLine. Она представила актуальную статистику рынка общественного питания в постковидный период.

Больше всех в результате пандемии пострадали заведения общественного питания. Причем сложности начались еще до официального закрытия. Отток гостей начался в конце февраля-начале марта — люди просто опасались посещать кафе и рестораны. Но в феврале еще наблюдалась положительная динамика по отношению к прошлому году, а уже в конце марта динамика упала на 3%. По итогам первого полугодия — более 25% падения, во втором квартале — более 50%. При этом большинство предприятий общественного питания имеют лицензию на алкоголь, а потому не могут получать государственные дотации и кредиты.

Интересно, что уровень трудностей, которые испытывают заведения, сильно отличается в зависимости от категории. Так, например, пиццерии иногда даже показывали рост, так как периодически росло количество заказов на вынос. Больше других пострадали заведения категорий fine dining, casual dining.

Главным трендом, сложившимся в этот период, конечно, остается доставка. Продолжают расти сервисы готовой еды, так называемые Dark kitchen (Кухня на районе, Dostaевский). Возросла роль кооперации, и, невзирая на конкуренцию, многие заведения стали объединяться, в том числе с ритейлерами. В некоторые сети на временную работу приглашали специалистов из закрывшихся заведений. Сети стали также ставить на свои полки продукцию ресторанов.
Еще один тренд, зародившийся в 2019 году, активно рос во время пандемии — внутри магазинов появились пункты общественного питания.

Чтобы понять, в каком направлении развивается отрасль, нужно посмотреть на стратегии крупнейших игроков рынка. «Макдональдс» открывает точки в магазинах сети «Перекресток». Компания также трансформировала собственные рестораны, исходя из новых требований безопасности.

Сеть KFC делает ставку на диджитализацию. Главный проект — полностью автоматизированный ресторан, где количество социальных контактов будет сведено к абсолютному минимуму.

Сеть пиццерий Dodo запустила формат drink kit — удаленный заказ. Делаете заказ заранее, оплачиваете его через приложение, а в кафе его только забираете. Это также позволяет сократить количество контактов.

Сеть кофеен Cofix, которая начала терять трафик в заведениях, размещает обжаренные зерна на маркетплейсах и  организует доставку кофе. В сети также сделали ставу на формат мобильных фудкортов.

После подробного аналистического доклада эксперты обсудили, как строится сегодня взаимодействие HoReCa с ритейлом и производителями продуктов питания.

Спикеры

  • Артем Темиров, со-основатель кофейни, «​Кооператив Черный»
  • Артур Ганагин, руководитель московского офиса, «​Рестораны Дениса Иванова»
  • Евгения Щербакова, руководитель дивизиона маркетинговых коммуникаций и брендинга, Metro C&C
  • Михаил Никитин, руководитель проекта «Ресторан на полке», «​ВкусВилл»
  • Сергей Зайченко, генеральный директор, «​АндерСон»
  • Светлана Силенина, руководитель направления «Потребительские рынки», INFOLine

 Евгения Щербакова (Metro C&C), рассказала про запуск новой платформы «​Мetro.Партнер». Для компании Metro сегмент HoReCa — один из ключевых, и влияние кризиса стало для них самым ощутимым по сравнению с другими ритейл сетями. Анализируя ситуацию, в компании сформулировали цель — вернуть гостя в ресторан, восстановить поток посетителей. Смысл платформы «​Мetro.Партнер» в том, чтобы привлечь в рестораны клиентов METRO, представителей двух других целевых категорий сети, а именно владельцев малых форматов торговли и частных потребителей. Для России и мира это уникальный формат, когда выгоду получают все стороны: Metro распространяет купоны на скидку в ресторанные сети своих клиентов, рестораны возвращают купон в магазин, получая кешбек на закупку.
 
Михаил Никитин («​ВкусВилл») также рассказал о новом проекте сети, запуская который компания преследовала две цели: с одной стороны, поддержать сегмент HoReCa в период кризиса, с другой, протестировать востребованность ресторанной продукции у покупателей сети. По итогам двух месяцев в ассортимент магазинов было введено более 300 позиций 70 рестораторов. Проект показал востребованность и теперь развивается под брендом «Шеф в ответе». При этом многие позиции перешли в постоянный ассортимент.
 
Артем Темиров («​Кооператив Черный») поделился опытом  сотрудничества кофейни с ритейлом, рассказал, какие форматы пробовали для сохранения прибыли и что именно сработало.
 
Артур Ганагин («​Рестораны Дениса Иванова») рассказал об опыте введения премиальных поставщиков в демократичные сети в формате «фестивалей» в обмен на скидки на поставки. Поставщик получает продвижение продукта среди новой аудитории и повышает узнаваемость, а ресторан таким образом делает меню более разнообразным.
 
Сергей Зайченко («​АндерСон») — представитель одной из немногих компаний, которой удалось встать на полку в ритейл. Потеряв в марте прибыль от кафе, компания сделала ставку на свои производственные цеха и выход в ритейл. Несмотря на сложности и препятствия, им удалось получить позитивную обратную связь от сетей и воспользоваться сервисом упрощенного входа в сеть. В итоге продукция была выведена в ассортимент «Перекрестка», «Азбуки Вкуса» и «Самоката».

Резюмируя, почти все спикеры признали, что период кризиса стал не только испытанием, но и униальной возможностью, когда все игроки рынка объединились для достижения общей цели.

Оформите подписку и получите записи мероприятий деловой программы
выставки WorldFood Moscow 2020

Подписаться
Назад