Новые стратегии поставщиков, ритейла и HoReCa


Ориентация на экспорт, вертикальная интеграция, цифровизация

22 сентября в рамках пленарной сессии Форума лидеров продовольственного бизнеса состоялась дискуссия, где эксперты обсудили ситуацию на рынке. Какие вызовы специалисты видят в 2022 году? Какие бизнес-стратегии помогут успешно работать в условиях «ценовых тисков»? Как в целом изменится работа крупнейших компаний?

76 % участников конъюнктурного опроса INFOLine заявили, что их развитию больше всего препятствует увеличение себестоимости производства.  На фоне нерастущих доходов населения у производителей не получается транслировать рост себестоимости производства в розничные цены. Это либо сказывается на объемах продаж, либо пресекается государством, которое начинает вводить нерыночные методы регулирования. 

Модераторами дискуссии выступили:

  • Иван Федяков, генеральный директор, INFOLine
  • Светлана Силенина, руководитель направления «Потребительский рынок», INFOLine

В дискуссии приняли участие:

Штефан Дюрр, президент холдинга «ЭкоНива»
Алексей Григорьев, глава московского представительства, Metro
Антон Борисюк, старший директор по исследованиям, Восточно-Европейский регион «ПепсиКо Холдингс»
Виктор Семенов, основатель, «Белая Дача»
Максим Городнов, директор по клиентскому маркетингу, брендовый дивизион, «Эфко»

Иван ФедяковИван Федяков представил краткий обзор изменений на рынке продуктов питания. Сейчас наблюдается такой темп роста цен на продовольствие в мире, какого не было с 1970 года. Рост цен за год составил 27,4%, и он продолжается. До лета 2021 на изменение цен влияла пандемия, затем стали влиять климатические условия: засуха, штормы, рост цен на удобрения и на грузоперевозки. 

Светлана СиленинаСветлана Силенина представила доклад, посвященный производству продуктов питания и сельскохозяйственной продукции на территории нашей страны. Позитивной новостью стало то, что в прошлом году впервые с советских времен России экспорт сельскохозяйственной продукции превысил импорт. Импорт снизился и в других категориях, но при этом, мы подходим к пределу импортозамещения. В условиях проблем с сырьем это заставляет производителей искать новые стратегии развития. На фоне продолжающегося эмбарго важно нарастить уровень конкурентоспособности по отношению к импортным производителям. 

Виктор Семенов подчеркнул, что для направления салатов импорт никогда не был угрозой. Главная проблема — импортное сырье, которое подорожало в 10 раз за месяц после введения санкций. 

Штефан ДюррШтефан Дюрр считает, что компания «ЭкоНива» выстроила достаточный уровень конкурентоспособности, и, в случае открытия Европы, сможет противостоять импорту. К тому же, главным импортером именно молока всегда была не Европа, а Белоруссия. Больший риск — для сыра, так как уровень качества в этой категории еще недостаточный. 


Антон Борисюк, как представитель глобального бренда, не видит угрозы в импорте. Но при этом отмечает, что сырьевая проблема неизбежно коснется некоторых категорий, например, соков.

Максим Городнов считает, что снизить риск зависимости от импорта поможет правильный выбор стратегии развития компании. 

Алексей ГригорьевАлексей Григорьев подтвердил, что за семь лет, прошедших с момента введения санкций, российская промышленность сделала огромный шаг в развитии. Но все еще остается открытым вопрос, что случится, если уже завтра эмбарго будет снято: будет ли наша промышленность конкурентоспособна в соотношении цена-качество?



Затем дискуссия была разбита на три блока: производство, маркетинг и продвижение, реализация продукции. 

ПРОИЗВОДСТВО
О влиянии роста цен на сырье

Штефан Дюрр: «Цены на сырое молоко особо не выросли, так как мы долгое время работали по старым закупочным ценам. Но за последние недели цены на сырье сильно выросли, и это неизбежно скажется на конечной стоимости продукции для потребителя. Но это должен быть постепенный процесс, чтобы избежать появления фальсификата».

Алексей Григорьев: «В условиях постоянного снижения покупательской способности, давление на поставщиков — это путь в никуда. В этой ситуации нам нужно серьезно озаботиться тем, чтобы сдвинуть правительство на путь решения вопроса через повышение доходов населения».

Виктор СеменовВиктор Семенов: «Все развитие нашей промышленности строится на низкой заработной плате, это наше основное конкурентное преимущество. И именно здесь нужно принимать решение, иначе вся помощь государства уйдет в песок».

О мерах поддержки государства:

Штефан Дюрр: «Безусловно, поддержка правительства для развития АПК за последние 7—8 лет была беспрецедентной. Это дало нам возможность развивать современные технологии. При этом, мерам поддержки не хватает предсказуемости: как долго будут поддерживать, а сколько будет денег».

МАРКЕТИНГ И ПРОДВИЖЕНИЕ

Блок, посвященный маркетингу, открыла Светлана Силенина. В своем выступлении она выделила три ключевых потребительских тренда.

  • Ценность денег. Рационализация трат потребителей. Падение реальных доходов населения наблюдается с 2013 года. В 2020 году был антирекорд — падение на 7% (хуже было только в 1998 году). Это приводит к конкуренции и консолидации сетей, росту СТМ и развитию дискаунтеров.
  • Ценность времени. Комфорт и удобство совершения покупки. Этим объясняется развитие e-com, готовой еды и тренда на порционность.
  • Ценность удовольствия. Высокие требования к качеству и ассортименту продукции. Этот тренд особенно проявился в период пандемии, приведя к развитию специального ассортимента, тренда на здоровое и полезное питание, а также к интересу к новинкам.

О развитии направления ЗОЖ

Антон БорисюкАнтон Борисюк: «Во-первых, развитие здорового направления является частью стратегии устойчивого развития. И правильный выбор для нас направлен на снижение сахара, снижение соли, снижение жиров. При этом мы стараемся понять, что же на самом деле нужно потребителю. И далеко не всегда потребители делают выбор осознанно. Поэтому зачастую мы ищем правильное позиционирование для российского потребителя.» 

«Люди действительно больше задумываются об осознанном выборе, декларируют больше заботы о своем здоровье. Но когда мы смотрим на реальное потребление, то видим, что это декларируется, но еще не встроено в привычку, в повседневную жизнь людей».                                   

Максим ГородновМаксим Городнов: «Нужно понимать, что из трех самых активных поколений покупателей (зуммеров, миллениалов и икс), нужно смотреть, что интересно зуммерам, самому молодому поколению. В топ-3 их интересов входит благополучие, которое достигается через экологию, здоровье и располагаемый доход».

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ

Антон Борисюк: «В построении цепочек дистрибуции мы смотрим на разные возможности, в первую очередь на возможности по оптимизации, чтобы не увеличивать конечную стоимость продукции для потребителя. Мы смотрим на возможности цифровизации, маркетплейсов для работы с более мелкими дистрибуторами».

Максим Городнов: «Мы как рынок сейчас идем по пути укрупнения дистрибуторов, с которыми хочется выстраивать более партнерские отношения. В итоге пул дистрибуторов сужается».

Виктор Семенов: «Продукция суперфреш вынуждает выстраивать производство максимально близко к потребителю. И для выхода в регионы мы строим заводы. Это приближает к потребителю, сохраняет свежесть продукции и позволяет держать цены».

Штефан Дюрр: «Я уверен, что федеральные сети будут продолжать рост, и дистрибуторов станет меньше. Им придется как-то специализироваться, чтобы остаться востребованными».

Чтобы получить запись этой сессии и другие материалы деловой программы WorldFood Moscow, оформите подписку на сайте

Подписаться
Назад