Как российский ритейл пережил кризис?


Кризис заставил компании полностью пересмотреть свое взаимодействие с покупателями и внутренние процессы

Рынок ритейла переживает сейчас турбулентное время. Пандемия и вызванное ею изменение поведения потребителей ускорило переход ритейла к цифровизации и клиентоцентричной модели ведения бизнеса. О том, как ритейл справился с этими вызовами 22 сентября на пленарной сессии, организованной на выставке WorldFood Moscow 2020, рассказали представители компаний-лидеров продовольственного ритейла России. 

Спикеры сессии

  • Йоханнес Толай, генеральный директор, «Ашан Ритейл Россия»​
  • Сергей Гончаров, генеральный директор, «Пятерочка»
  • Руслан Исмаилов, заместитель генерального директора, директор по управлению розничной сетью, «Магнит»
  • Мартин Шумахер, генеральный директор, Metro C&C
  • Евгений Римский, управляющий по качеству и закупкам, «​Вкусвилл»
  • Яп Ван Вреден, Директор по закупкам и снабжению, «​Лента»
  • Марита Коскинен, Заместитель генерального директора, Prisma (SOK group)

Модератором сессии выступил Кирилл Терещенко, генеральный директор компании «Котани»

«Скачок заказов онлайн в апреле и их резкий спад в августе показали, что человек
это социальное существо, и он возвращается в магазины. Поэтому еще долгие годы основным бизнесом ритейла будут офлайн-магазины». Йоханнес Толай, «Ашан Ритейл Россия»​

Оценивая влияние пандемии на рынок ритейла, Йоханнес Толай отметил, что, несмотря на рост онлайн торговли, покупатель еще долго не перестанет ходить в магазины. При этом покупательская способность снижается уже несколько лет подряд. И это усиливает необходимость лучше понимать и удовлетворять потребность клиентов.

«Пандемия научила людей готовить», — отметил Руслан Исмаилов, подчеркнув, что замещение потребления вне дома предъявляет новые требования к качеству и доступности продуктов питания. 


«Понятие «безопасный магазин» не существовало до карантина. И для сетей это стало настоящим вызовом. И, думаю, история с безопасностью останется с нами еще надолго и будет влиять на поведение покупателя». Евгений Римский, «​Вкусвилл»


Помимо тренда на безопасность, участники дискусии сошлись во мнении, что в ближайшем будущем продолжится внедрение технологий автоматизации и диджитализации, а также активно продолжат развиваться мульти- и омниканальность.

Яп Ван Вреден подчеркнул, что новые технологии будут направлены на лучшее и более глубокое изучение покупателя, так как борьба за него будет усиливаться. При этом, добавил Йоханнес Толай, борьба будет идти не только за деньги покупателя, но и за его время. И это заставит многие магазины менять свой формат. «Быть самым приятным ежедневным делом», — так определила цель развития магазинов Prisma Марита Коскинен.


«Магазины становятся техничнее, удобнее, безопаснее, и, что немаловажно, интереснее.  Разные форматы подпитывают идеями друг друга. Сейчас магазин должен не только обеспечить товар на полке, но и стать местом, куда хочется прийти, где ты находишь что-то новое». Руслан Исмаилов, «Магнит»



Евгений Римский отметил, что магазин у дома, оставаясь основным форматом, претерпевает ряд изменений: у него появляются дополнительные функции: пекарни, кафе, сокоматы, кофе с собой, дополнительный ассортимент в категориях. А вот большие форматы — гмпермаркеты — теряют актуальность для покупателей.

Обозначая приоритеты развития на будущие годы, Сергей Гончаров отметил, что для всего ритейла и для сети «Пятерочка», как крупнейшей сети России, главный приоритет — заслужить доверие покупателя.


«Когда мы запускали в прошлом году новый формат, мы провели исследование, которое показало, что в России есть одна черта, которая характеризует отношение покупателя с ритейл-магазином: гости не доверяют розничным сетям. Мы поставили себе задачу на несколько лет вперед заслужить доверие гостей». Сергей Гончаров, «Пятерочка»​

Записи выступлений деловой программы можно получить бесплатно, оформив подписку.

Подписаться
Назад