Фирменная и специализированная розница


Как производителю развивать сеть и укреплять бренд?

21 сентября в рамках Форума лидеров продовольственного бизнеса на выставке WorldFood Moscow прошла конференция, посвященная двум направлениям развития розничной торговли и инструментам позиционирования, которые позволяют максимально удовлетворять запросы потребителя.
 

Главные темы конференции:

  • Аналитика. Какую долю сейчас занимает фирменная и специализированная розница в российском ритейле, факторы развития
  • Позиционирование. Как правильно держать фокус на своем покупателе
  • Автоматизация торговой сети (фирменной или специализированной), построение стратегии автоматизации и выбор архитектуры
  • 100%-я лояльность. Когда простого обучения недостаточно
  • Типовые сценарии проектирования формата фирменной/специализированной розницы
 

В дискуссии приняли участие:

  • Вероника Глебова, руководитель коммерческого отдела, Profindustry
  • Александр Крупецков, основатель и генеральный директор, торговая сеть «Сырный Сомелье»
  • Андрей Сущенко, владелец, генеральный директор, «Хлебная мануфактура»
  • Герман Галанов, бренд-менеджер, торговая сеть «Окраина»
  • Екатерина Кришвалова, директор по маркетингу, ТС «Кантата»
  • Валерия Молоканова, эксперт, фирма «1С»
  • Иван Федяков, генеральный директор, INFOLine
  • Ирина Болотова, руководитель, JosDeVries The Retail Company Russia

Иван Федяков, WorldFood Moscow 2021Вступительное слово Ивана Федякова была посвящена аналитике потребительского и FMCG рынков.

Главные выводы и цифры:
 
  • По итогам последних семи месяцев розничный оборот растет на 9,3% в натуральном выражении и на 17% в денежном выражении. Но в этом, конечно, есть много подводных камней: если разложить продажи на food и non-food, то станет ясно, что рост категории food в 2021 году все еще не перекрывает падение прошлого года.
  • Основная причина, конечно же, финансовое положение домохозяйств. Во втором блоке доклада были представлены данные о зарплатах и доходах населения. После рекордного снижения доходов в 2020 году положительная динамика наметилась только во втором квартале этого года.
  • Сильные изменения происходят и в структуре рынка, о чем Иван Федяков рассказал в третьей части доклада. По итогам 2020 года мы видим резкое усиление позиций топ-игроков FMCG. Всего за год доля десяти крупнейших сетей выросла с 33% до 37%. По итогам первой половины этого года рост лидеров продолжается с опережением роста рынка.
  • В заключительной части доклада спикер представил главные особенности развития форматов FMCG: развитие формата «жесткий дискаунтер», развитие формата «гипермаркет», развитие специализированной розницы.


Андрей Сущенко, WorldFood Moscow 2021В первой части конференции Андрей Сущенко и Александр Крупецков в коротких презентациях представили свои форматы: сети «Хлебная мануфактура» и «Сырный сомелье». Одной из причиной ухода в фирменную розницу Андрей Сущенко назвал сложности во взаимодействии с федеральными сетями, которые с каждым годом требуют снижения цен.

Екатерина Кришвалова, WorldFood Moscow 2021Во второй части эксперты перешли к обсуждению важности правильного позиционирования. Екатерина Кришвалова поделилась опытом сети «Кантата».
 

«Чтобы быть лидером, необязательно быть лучшим во всех категориях, достаточно быть первым, о ком вспоминают ваши покупатели».

Екатерина Кришвалова, директор по маркетингу, ТС «Кантата»


Для того, чтобы построить правильное позиционирование, нужно ответить на 4 главных вопроса:

  1. В какой категории вы работаете?
  2. Для какой аудитории?
  3. В каком ценовом сегменте?
  4. Что отличает вас от конкурентов?

Чтобы удерживать фокус на покупателе, Екатерина Кришвалова напомнила главные принципы:
 
  • Слышать своего покупателя
  • Постоянный анализ ассортимента
  • Анализ покупательского спроса
  • Создание круга «близких» покупателей
  • Система лояльности
  • Быть экспертом в своем продукте
  • Жалоба как подарок

Валерия МолокановаСледующей темой стала автоматизация и ее роль в развитии розницы. Валерия Молоканова рассказала о принципах построения архитектуры в торговых компаниях.
 
«Нет уже торговых или цифровых компаний. Есть современные компании. Автоматизация — неотъемлемая часть построения и развития бизнеса».
Валерия Молоканова, эксперт, фирма «1С»

Валерия Молоканова рассказала о том, на какие вопросы важно ответить при выборе системы автоматизации, а также о различных элементах архитектуры и этапном запуске.

Вероника ГлебоваВероника Глебова выступила с докладом на тему «Современный стандарт управления наличной выручкой: технологии большого ритейла для фирменной розницы» и презентовала платформу Moniron Cash Connect.

Главное преимущество платформы — наличные деньги сразу поступают на расчётный счет, а время на инкассацию сокращается на 80%.

Герман Галанов, WorldFood Moscow 2021Герман Галанов рассказал о переходе на новый уровень фирменной розницы. Сейчас в сети фирменной розницы «Окраина» 93 магазина. Новой задачей компания сейчас видит возобновление прямой связи между ремесленниками и потребителями, которая была прервана из-за того, что крупная розница стала в первую очередь преследовать собственные интересы. Этот подход в компании назвали H2H: Human to Human. Меняется и формат магазинов: они открываются там, где есть спрос, появилась возможность заказа прямо в магазине с доставкой в тот же день.

Ирина Болотова, WorldFood Moscow 2021С финальным докладом о том, какой формат выбрать, выступила Ирина Болотова.

В выборе формата важно учитывать новые покупательские миссии:
 
  • Переход на короткий срок: продукты, которые можно съесть здесь и сейчас. Это форматы ready to eat, ready to heat, ready to cook
  • Важность эмоционального опыта: опыт покупки, социальная ответственность, удовольствие, магазины-гибриды

Новые ценности потребителя и ценности бренда важно правильно передать в том числе и в дизайне торговых точек, в коммуникации, в организации пространства и навигации.

И в завершении Ирина Болотова обозначила главные тренды, которые станут актуальными уже в ближайшем будущем:
 
  • Горячие блюда и ультрафреш вырастут во всех форматах
  • Удобные форматы будут модернизироваться и расти
  • Еженедельный шопинг исчезает, гипермаркеты — под ударом
  • Уменьшается количество сетей и магазинов
  • Магазины усилят foodservice

Чтобы получить запись этой сессии и другие материалы деловой программы WorldFood Moscow, оформите подписку на сайте.

ПОДПИСАТЬСЯ
Назад