Рынок продуктов питания: актуальная повестка

Представители торговых сетей и компаний-производителей обсудили текущую ситуацию на рынке продуктов питания в рамках бизнес-завтрака WorldFood Moscow

4 июля состоялся бизнес-завтрак «Рынок продуктов питания: актуальная повестка», организованный выставкой WorldFood Moscow и аналитическим агентством INFOLine. Мероприятие прошло в онлайн-формате. Представители FMCG-сетей и пищевой индустрии собрались вместе, чтобы поговорить о факторах, препятствующих развитию бизнеса, стратегиях импортозамещения, развитии СТМ, экспортном потенциале компаний из разных сегментов отрасли, итогах 2022 года и перспективах 2023 года. Модератором вебинара выступила Светлана Силенина, руководитель направления «Потребительские рынки» INFOLine.

Вебинар WorldFood Moscow «Рынок продуктов питания»

Открыл бизнес-завтрак глава группы компаний INFOLine Иван Федяков. В рамках своего вытспления он представил аналитический доклад о состоянии потребительского рынка стран ЕАЭС. Эксперт отметил, что российский рынок значительно больше рынков Центральной Азии, однако последние 10 лет он стагнирует, в то время как рынки государств центрального региона растут на фоне продолжающейся урбанизации и позитивной демографической ситуации. Говоря о food-сегменте, Иван Федяков отметил, что, например, в Казахстане поставки из России в локальные сети FMCG доминируют.

Было подчеркнуто, что консолидация рынка розничной торговли и торговых сетей FMCG ускоряется. Точками роста становятся алкомаркеты, жесткие дискаунтеры и online-сегмент. Наиболее яркие примеры: 1) открытие в 2022 году более 2000 алкомаркетов сети «Красное и Белое»; 2) 47% выручки от продаж в сети «ВкусВилл» приходится на online.

По итогам 2022 года был зафиксирован один из самых слабых показателей производства продуктов питания — рост составил лишь 0,4%. При этом сообщается о том, что в сельском хозяйстве рост составил 10,4% год к году. Среди вызовов для рынка продуктов питания отмечается: снижение доходов населения, рост себестоимости, снижение инвестиционной активности. Однако для игроков рынка открываются также и новые возможности в связи с уходом зарубежных брендов и наличием сырьевой базы.

По данным INFOLine, среди факторов, наиболее сильно препятствующих развитию компаний, участники индустрии отмечают:

  1. Увеличение себестоимости производства (41%).
  2. Нехватка квалифицированного персонала (38%).
  3. Рост доли продаж СТМ в торговых сетях (31%).

В онлайн-встрече также приняли участие представители торговых сетей и компаний-производителей. Одним из приглашенных спикеров стал Фёдор Могутнов, директор дивизиона HoReCa группы компаний «Эфко». Говоря о сегменте HoReCa, эксперт заметил, что направление готовой еды растет очень активно. Люди по-прежнему готовы переплачивать, покупая готовую еду, несмотря на инфляцию и снижение доходов.

Группа компаний «Эфко» в сегменте HoReCa в 2022 году в натуральном выражении выросла на 30%, а за первое полугодие 2023 года — в 2 раза. Доля экспорта в выручке компании доходит до 40%. Сейчас «Эфко» активно занимается производством растительного мяса, чтобы поставлять его в страны Ближнего Востока. Главной проблемой, препятствующей развитию компании, Фёдор Могутнов назвал нехватку кадров, а именно управленцев среднего звена, бригадиров, старших мастеров.

В бизнес-завтраке также принял участие Рустам Хафизов, руководитель инновационного аналитического центра Группы «Черкизово». Спикер отметил, что, конечно, в мясной индустрии сегодня существуют трудности, связанные с поставками оборудования, кадровыми вопросами, но тем не менее она активно развивается.

На текущий момент, по словам Рустама Хафизова, 10% продукции Группы «Черкизово» идет на экспорт. Компания не ушла ни с каких рынков в прошлом году, а наоборот продолжает развивать новые направления. Например, в ближайшее время ожидается открытие рынка Малайзии, активная работа происходит на Ближнем Востоке, а для поставок в китайском направлении начали использоваться ж/д перевозки.

Ольга Шевелева, директор по маркетингу ООО «Натура Про», тоже присоединилась к дискуссии. Спикер заявила, что в 2022 году в натуральном выражении компания немного потеряла, но финансовые результаты оказались отличными. Экспорт сыра в компании составляет 3% и осуществляется в Казахстан и Беларусь. Сейчас ООО «Натура Про» открыло компанию в Казахстане, которая будет играть роль логистического хаба, а также планирует развиваться в Дубае, где будет сотрудничать с сервисом по доставке еды. Ольга Шевелева также отметила, что в этом году появился большой запрос на поставку ингредиентов со стороны пекарен.

В мероприятии также принял участие Роман Крючков, руководитель отдела закупок «Русское море» и руководитель отдела управления товарными запасами «Савушкин продукт». По словам эксперта, 2022 год для молочного бизнеса прошел более-менее ровно, а рыбный бизнес даже подрос чуть больше, чем планировалось изначально. Среди факторов, наиболее сильно тормозящих развитие компании, Роман Крючков особо выделил требования по сборке и сдаче товара со стороны ритейла.

К вебинару также присоединился директор выставки WorldFood Moscow Александр Ежов. Он рассказал об обновленной концепции выставки — от поля до прилавка магазина и столика в ресторане — и главном преимуществе нового формата — возможности найти закупщиков сразу в двух каналах сбыта с самыми большими охватами целевой аудитории. Ожидается, что в этом году в WorldFood Moscow примут участие свыше 1000 компаний, а посетят выставку более 20 000 специалистов.

На WorldFood Moscow 2023 при поддержке Федерации Рестораторов и Отельеров России (ФРиО) будет впервые организован отдельной четырёхдневный блок деловой программы HoReCa 360, в рамках которого пройдет конференция для HoReCa и будет представлена образовательная программа для шеф-поваров.

Также новым форматом для продвижения своей продукции на выставке станут фудтраки и услуга «одного окна», чтобы любой предприниматель мог открыть свой фудтрак или купить готовую франшизу.

Вновь на выставке пройдет Кулинарный марафон с тематическими днями, посвященные вину и сыру, традиционному и растительному мясу, чаю и кофе. Производители могут интегрировать свою продукцию в одну или несколько сессий Кулинарного марафона, либо стать спонсором проекта.

Кроме того, на WorldFood Moscow 2023 будет организована специальная зона для ритейлеров и представителей HoReCa (Retail&HoReCa Lounge), где они смогут провести закрытые переговоры, подготовиться к работе на выставке, либо встретиться с коллегами для обсуждения актуальной повестки.

Впервые в рамках выставки WorldFood Moscow пройдут закупочные сессии — эксклюзивные, закрытые встречи дистрибьюторов, производителей и поставщиков товаров FMCG с более чем 50 ритейлерами из России и стран СНГ.

Выставка WorldFood Moscow 2023 пройдет 19–22 сентября в МВЦ «Крокус Экспо» (павильон 3, залы 14 и 15). Получите бесплатный билет на WorldFood Moscow 2023 по промокоду wfm23iDSOR

ПОЛУЧИТЕ БИЛЕТ