Безалкогольные напитки: что ждет российский рынок в 2024 году?

Поговорили о тенденциях и будущем рынка безалкогольных напитков на платформе WorldFood Connect

9 ноября в бизнес-сообществе WorldFood Connect прошел вебинар на тему «Тенденции и будущее рынка безалкогольных напитков в 2024 году». В мероприятии приняли участие Светлана Силенина, руководитель направления «Потребительские рынки» группы компаний INFOLine, и Дмитрий Богданевич, начальник отдела анализа и управления проектами Пивобезалкогольного комбината «Крым».

Говоря о состоянии рынка продуктов питания, Светлана Силенина отметила, что сегодня открываются новые возможности в связи с уходом зарубежных брендов и наличием сырьевой базы. Вместе с тем производители сталкиваются с рядом вызовов: регуляторным давлением, стагнацией доходов населения, ростом себестоимости продукции и снижением инвестиционной активности. Производство безалкогольных напитков в России за девять месяцев 2023 г. выросло на 13% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г., однако в целом рост, который наблюдался после пандемии, сейчас нивелируется.

Особое внимание эксперты уделили конкуренции с импортной продукцией. Один из наиболее ярких кейсов в этом отношении — кола. Если до марта 2022 г. 80–90% рынка колы занимали всего два бренда, то сегодня их гораздо больше. «Произошло большое отечественное брендозамещение», — заявила Светлана Силенина.

Но на полках магазинов все чаще можно найти и импортную колу. Таким образом, российские производители, которые и так работают в достаточно сложных условиях, вынуждены конкурировать не только друг с другом, но и с импортной, нередко более дешевой продукцией. Оказалось, что сила бренда в некоторых категориях очень крепка, а российскому потребителю не так просто перестроиться на новые марки.

Это также отметил и Дмитрий Богданевич. В 2020–2021 гг. потребитель тяжело воспринимал «Крым-Колу», которую производит Пивобезалкогольный комбинат «Крым». С уходом брендов покупатели стали более лояльны, что вызвало взрывные темпы роста продаж. Но в 2023 г. ажиотаж стал спадать: отчасти, потому что рынок насытился, но также и вследствие того, что кола вернулась на российский рынок из других стран.

Помимо брендозамещения на рынке безалкогольных напитков наблюдается еще несколько актуальных трендов, среди которых:

  • ЗОЖ (в том числе рост популярности функциональных напитков),
  • маркировка,
  • ферментированные напитки,
  • порционность,
  • развитие СТМ.

По словам Светланы Силениной, динамика продаж СТМ в 2–3 раза выше динамики рынка. В 2022 г. совокупные продажи товаров под СТМ увеличились на 32%, а в 2023 г., по оценкам аналитиков, вырастут на 33–35%. Ожидается, что в ближайшие 2–3 года доля СТМ в оборотах крупнейших сетей составит 20–25%.

Среди ключевых потребительских ожиданий в 2023 г. спикер выделила:

  1. Поиск идеального соотношения цена-качество (развитие форматов хард-дискаунтеров и развитие СТМ сегмента).
  2. Закрытие потребностей ассортиментной матрицы (брендозамещение и импортозамещение).
  3. Удобство покупки (развитие онлайн-сегмента).

На вебинаре также были затронуты вопросы регулирования отрасли. В частности, действующий с 1 июля 2023 г. закон, согласно которому сахаросодержащие напитки будут облагаться акцизом в размере 7 рублей на литр. Светлана полагает, что под действием этого закона производители будут разрабатывать напитки с меньшим содержанием сахара. Кроме того, с 1 сентября 2023 года в силу вступило Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 №887 по обязательной маркировке отдельных видов безалкогольных напитков, в том числе соков, морсов, квасов, энергетиков и напитков на растительном сырье.

Вебинар прошел в бизнес-сообществе WorldFood Connect — платформе для делового общения специалистов продуктовой отрасли 365 дней в году. Присоединяйтесь к WorldFood Connect, посещайте отраслевые онлайн-мероприятия и узнавайте одними из первых главные новости, аналитические данные и мнение ключевых игроков продовольственного рынка.

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ