Российский рынок кондитерских и хлебобулочных изделий

О ситуации на рынке кондитерских и хлебобулочных изделий России, ключевых трендах в развитии отрасли и сладкой продукции на выставке WorldFood Moscow

В 2022 г. ряд международных производителей кондитерских изделий (Nestle, Mars, Mondelez, Ferrero) ограничили свою деятельность в Российской Федерации, продав активы и приостановив инвестиции в бизнес на территории России. Некоторые компании, например финская Fazer и американская Kellogg’s, и вовсе ушли с российского рынка. В свою очередь, российские производители стали испытывать трудности с поставками импортного сырья, поскольку логистические связи были нарушены и цены на зарубежные ингредиенты значительно выросли. В результате по итогам 2022 г. производство кондитерских изделий снизилось на 1% и составило 3,9 млн т, а импорт уменьшился на 8,3% по сравнению с 2021 г.

Тем не менее сокращение импортных поставок и производства не оказали сильного влияния на ассортимент кондитерской продукции на российском рынке ввиду того, что локальные бренды расширили свои продуктовые линейки. Это подтверждают данные за 2023 г.

Кондитерские изделия
Хлебобулочные изделия

Итоги 2023 года и прогноз на 2024

Сегодня Россия занимает пятое место в мире по объемам производства кондитерской продукции. По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, за январь-ноябрь 2023 г. российские кондитеры произвели более 3,7 млн тонн кондитерских изделий. Это на 3,7% больше, чем за аналогичный период 2022 г. Рост наблюдался в производстве шоколада (273,7 тыс тонн; +6,6%) и сахаристых изделий (659,7 тыс тонн; +5,6%). Выпуск мучных изделий, которые составляют половину от общего объема кондитерского производства, также стабильно рос на протяжении 2023 г. По оценке Ассоциации предприятий кондитерской промышленности («АСКОНД»), объем производства кондитерской продукции в России по итогам 2023 г. вырос на 2,3% и превысил 4,115 млн тонн.

Одной из главных тенденций в российской кондитерской отрасли является рост потребления: россияне «заедают» сладостями стресс, связанный с внешней обстановкой. По словам Сергея Носенко, президента «АСКОНД» и председателя совета директоров холдинга «Объединенные кондитеры», среднедушевое потребление кондитерских изделий в России составляет 26,3 кг. Больше всего россияне едят мучные изделия (печенье, вафли и т. д.): они составляют свыше половины внутреннего потребления. На втором месте находится шоколад и шоколадные изделия (включая весовые конфеты), а на третьем — сахаристые изделия (мармелад, пастила, карамель и т. д.).

В структуре российского экспорта АПК производство кондитерской продукции занимает четвертое место. Сегодня сладости из России экспортируется в 81 страну. Основными покупателями являются Китай и государства Таможенного союза. На их долю приходится 63% экспортных поставок. В 2022 г. экспорт кондитерских изделий составил 591,3 тыс. тонн ($1,63 млрд в денежном выражении), в 2023 г. — 626,2 тыс. тонн ($1,7 млрд). Сергей Носенко прогнозирует, в 2024 г. экспорт в натуральном выражении может вырасти на 5,9% в сравнении с 2023 г. и составить 663,4 тыс. тонн. (в денежном выражении — $1,87 млрд).

Вместе с экспортом растет также и импорт кондитерских изделий. По итогам 2023 г. импортные поставки составили 305,1 тыс. т. Это на 9,5% больше, чем в 2019 г. Основной вклад в увеличение натурального импорта внес рост поставок из Германии (+11,2 тыс. т), Беларуси (+11,1 тыс. т), Китая (+7,2 тыс. т) и Турции (+3,4 тыс. т). Что касается цены на импортную продукцию, то в 2023 г. она составила 4,82 долл. за кг, что на 32,2% выше, чем в 2019 г.

Кондитерская продукция
Хлебобулочная продукция

Главные тренды 2024 года

Один из главных трендов, продолжающихся уже несколько лет, это полезные сладости. Сегодня все большую популярность приобретают лакомства с натуральными ингредиентами: орехами, сухофруктами, ягодами. Во многих магазинах, кафе и кондитерских можно найти десерты с сахарозаменителями, выпечку из овсяной или гречишной муки, конфеты из фиников, орехов, кунжута и семечек, пастилу из мармелада без сахара, снеки из сухофруктов, веганские десерты и другие сладости, вписывающиеся в концепцию здорового питания. Кроме того, кондитеры отказываются от применения синтетических ароматизаторов и красителей, а вместо них используют соки ягод для окрашивания и добавляют натуральные ароматы на растительной основе.

Другая тенденция 2024 года связана с необычными вкусами, дизайном и текстурами. В этом году будут популярны десерты с тропическими и восточными нотками: папайей, манго, кокосом, карамболой, плодами асаи, имбирем, гуавой, зеленым чаем матча, стручковой таитянской ванилью, мексиканским шоколадом чили, карамелью с шафраном. Кондитеры также будут всячески экспериментировать с декором и формой сладостей. Одним из наиболее востребованных форматов станут десерты в вафельных рожках: теперь эти хрустящие конусы будут заполнять не только мороженым, но и полезными снеками, зефиром, шоколадом и другими сладостями. Любители необычной выпечки будут баловать себя краффинами, которые напоминают по вкусу круассаны и маффины, паффами — японскими профитролями с разными начинками, капкаронами с нежным тестом как на капкейки и половинками макарун с кремом и другими интересными десертами.

Вместе с желанием попробовать необычные сладости потребители не забывают и о традиционных десертах как в классическом исполнении, так и в новом переосмыслении. В кондитерской индустрии даже появился специальный термин для этого явления — «ньюстальгия» (newstalgia, «новая ностальгия»). Поэтому свою популярность не теряют ретро-десерты: пирожное «Картошка», «орешки» с вареной сгущенкой, вафельные трубочки с кремом из вареной сгущенки, классические торты «Наполеон», «Прага», «Сказка», ягодные чизкейки и т. д.

Еще один тренд в кондитерской индустрии — это использование экологичной и оригинальной упаковки. Сегодня для ее производства часто применяют биоразлагаемые материалы, компостируемую обертку и даже полностью съедобные ингредиенты. Кондитеры стремятся сократить использование пластика и выбирать экологически чистые альтернативы, обеспечивая при этом безопасность продуктов и их длительную свежесть. Кроме того, теперь десерты складывают не только в простую упаковку, но и в импровизированные шкатулки, шляпные коробки, коробки для колоды карт и другие необычные упаковки.

Кондитерское искусство также не обошли стороной цифровые технологии. Например, кондитеры активно используют технологию 3D-печати на пищевом принтере, с помощью которой создают новые дизайны и формы, наносят рисунки на вафельную бумагу, украшают десерты впечатляющими декоративными элементами, отливают объемные шоколадные фигурки и буквы. В кондитерских цехах появляются такие инновационные технологии, как роботизированные холодильники, установки для смешивания порошковых компонентов ультразвуком и многое другое. Более того, сегодня кондитерам помогает в том числе и искусственный интеллект: к примеру, Chat GPT может составить рецепт любого десерта.

Сахаристые изделия
Ретро-десерты

Кондитерские и хлебобулочные изделия на WorldFood Moscow

Сектор с кондитерскими и хлебобулочными изделиями — самая популярная часть экспозиции выставки WorldFood Moscow. В 2023 году выставку посетили 20 115 специалистов оптовых и розничных компаний, представителей сегмента общественного питания и производителей продуктов питания. Из них 37% (7 443) интересовались продукцией, представленной в разделе «Кондитерские и хлебобулочные изделия».

Участники WorldFood Moscow представляют в данном секторе конфеты, шоколад и какао-продукты, восточные сладости и халву, мармелад, пастилу, мучные изделия, жевательные резинки, снеки, новогодние подарки, диетические кондитерские изделия, ингредиенты и пищевые добавки, необходимые для приготовления десертов, а также замороженную сладкую продукцию и полуфабрикаты. В 2023 году свою продукцию на выставке презентовали 204 компании.

Ваша компания тоже может представить свои кондитерские и хлебобулочные изделия на выставке WorldFood Moscow 2024, а также изучить предложения конкурентов, договориться о поставках и узнайте все о трендах рынка. Присоединяйтесь!

Выставка WorldFood Moscow 2024 состоится 17–20 сентября в МВЦ «Крокус Экспо», павильон 3.

УЗНАТЬ УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ

* Источники: retail.ru, mkond.snkigb.ru, businesstat.ru, foodmarket.spb.ru, chocodel.com, sfera.fm, gdcshop.ru, joy-co.ru