Фирменная и специализированная розница

В рамка х деловой программы выставки WorldFood Moscow 2022 состоялась конференция по развитию категории «Фирменная и специализированная розница»
На конференции участники обсудили:
- Как быть экспертом в продукте и отразить это в магазине
- Изменения потребителя: как меняется ваш покупатель и как это влияет на ваш бизнес
- Кейсы роста трафика покупателей
- Кейсы роста продаж при активной роли продавца
- Как изменить ассортимент, сопутствующий основному — увеличиваем средний чек
- Коллаборации посредством сотрудничества в форматах Shop-in-Shop с сетями
Участниками дискуссии стали:
- Инна Антипова, экс-директор по маркетингу, Konigsbacker
- Артем Волков, руководитель проекта, сеть магазинов фермерских продуктов Сибири «Калина-Малина»
- Виталия Лотошникова, основатель, торговая сеть «Дикая устрица»
- Наталья Чичук, управляющий директор, Formater Consulting
- Александр Вагин, руководитель, Supermarket Branding Agency
- Антон Георгиев, основатель, сеть магазинов «ГОСТ»
С през ентацией о том, как меняется потребитель, открыла конференцию Инна Антипова. Спикер подчеркнула то, что этот кризис имеет свои особенности, так как он накладывается на спад экономики после периода пандемии.



Самыми сильными триггерами для потребителя остаются геополитическая ситуация, инфляция, нестабильная экономика и растущие цены. Следствием этого становятся изменения на рынке труда, снижение располагаемых доходов и ухудшение психоэмоционального состояния.
Все это привело к формированию новой стратегии покупателей, которая выражается в следующем:
- Регулярный мониторинг цен в большем количестве торговых точек
- Изменение пула торговых точек
- Поиск аналогов для замены продуктов
- Изменение объема покупок фирменных продуктов в целом
- Отказ от ряда продуктов
- Снижение частоты покупок в сетевом ритейле, переключение на фирменные магазины/магазины в шаговой доступности
- Переключение на онлайн-покупки
- Мониторинг промо и выстраивание схемы покупок, основываясь на промо
- Переключение на другие категории фирменных товаров
- Перемещение между ценовыми сегментами
Такая стратегия покупателей вызывает ответную реакцию со стороны ритейла:
- Расширение ассортимента в растущих категориях
- Грамотная ценовая политика
- Оптимизация производственных процессов и реализации
- Совершенствование технологий
- Исключение ряда продуктов
- Разработка кардинально новых видов продуктов
- Промо и активное внедрение/использование программ лояльности
- Кардинально новые стратегии продвижения
Александр Вагин выступил с презентацией на тему «Как порвать рынок, используя бренд». Основной посыл эксперта был в том, что для развития бренда нужно смотреть на кейсы в том числе за гранью отрасли, а не только на прямых конкурентов. Одним из представленных кейсов стала Tesla как пример правильной трансляции ценностей бренда с помощью тщательно проработанной коммуникационной стратегии.
В целом, в категории продуктов питания доля бренда в стоимости составляет 60%. В пирамиде ценностей сейчас происходят изменения, и самые сильные бренды коммуницируют с потребителем на уровне высших ступеней этой пирамиды.



Для того чтобы создавать сильные бренды, необходимо постоянно отслеживать тренды. Самыми актуальными трендами сейчас являются:
- Искусственный интеллект
- Осознанное потребление
- Комьюнити
- Машинное обучение
- Diversity