Фирменная и специализированная розница

В рамках деловой программы выставки WorldFood Moscow 2022 состоялась конференция по развитию категории «Фирменная и специализированная розница»​

На конференции участники обсудили:

  • Как быть экспертом в продукте и отразить это в магазине
  • Изменения потребителя: как меняется ваш покупатель и как это влияет на ваш бизнес
  • Кейсы роста трафика покупателей
  • Кейсы роста продаж при активной роли продавца
  • Как изменить ассортимент, сопутствующий основному — увеличиваем средний чек
  • Коллаборации посредством сотрудничества в форматах Shop-in-Shop с сетями

Участниками дискуссии стали:

  • Инна Антипова, экс-директор по маркетингу, Konigsbacker
  • Артем Волков, руководитель проекта, сеть магазинов фермерских продуктов Сибири «Калина-Малина»
  • Виталия Лотошникова, основатель, торговая сеть «Дикая устрица»
  • Наталья Чичук, управляющий директор, Formater Consulting
  • Александр Вагин, руководитель, Supermarket Branding Agency
  • Антон Георгиев, основатель, сеть магазинов «ГОСТ»

С презентацией о том, как меняется потребитель, открыла конференцию Инна Антипова. Спикер подчеркнула то, что этот кризис имеет свои особенности, так как он накладывается на спад экономики после периода пандемии.

Конференция по ро�знице
Деловая программа выставки WorldFood Moscow 2022
Конференция на выставке WorldFood Moscow 2022

Самыми сильными триггерами для потребителя остаются геополитическая ситуация, инфляция, нестабильная экономика и растущие цены. Следствием этого становятся изменения на рынке труда, снижение располагаемых доходов и ухудшение психоэмоционального состояния.

Все это привело к формированию новой стратегии покупателей, которая выражается в следующем:

  • Регулярный мониторинг цен в большем количестве торговых точек
  • Изменение пула торговых точек
  • Поиск аналогов для замены продуктов
  • Изменение объема покупок фирменных продуктов в целом
  • Отказ от ряда продуктов
  • Снижение частоты покупок в сетевом ритейле, переключение на фирменные магазины/магазины в шаговой доступности
  • Переключение на онлайн-покупки
  • Мониторинг промо и выстраивание схемы покупок, основываясь на промо
  • Переключение на другие категории фирменных товаров
  • Перемещение между ценовыми сегментами

Такая стратегия покупателей вызывает ответную реакцию со стороны ритейла:

  • Расширение ассортимента в растущих категориях
  • Грамотная ценовая политика
  • Оптимизация производственных процессов и реализации
  • Совершенствование технологий
  • Исключение ряда продуктов
  • Разработка кардинально новых видов продуктов
  • Промо и активное внедрение/использование программ лояльности
  • Кардинально новые стратегии продвижения

Александр Вагин выступил с презентацией на тему «Как порвать рынок, используя бренд». Основной посыл эксперта был в том, что для развития бренда нужно смотреть на кейсы в том числе за гранью отрасли, а не только на прямых конкурентов. Одним из представленных кейсов стала Tesla как пример правильной трансляции ценностей бренда с помощью тщательно проработанной коммуникационной стратегии.

В целом, в категории продуктов питания доля бренда в стоимости составляет 60%. В пирамиде ценностей сейчас происходят изменения, и самые сильные бренды коммуницируют с потребителем на уровне высших ступеней этой пирамиды.

«Фирменная и специализированная розница»
Деловая программа выставки WorldFood Moscow 2022
Сессия выставки WorldFood Moscow 2022

Для того чтобы создавать сильные бренды, необходимо постоянно отслеживать тренды. Самыми актуальными трендами сейчас являются:

  • Искусственный интеллект
  • Осознанное потребление
  • Комьюнити
  • Машинное обучение
  • Diversity
  • Здоровье
  • Big Data
  • Нулевой углеродный след
  • Design thinking

О том, как дела обстоят у существующих брендов, рассказала Виталия Лотошникова, основатель торговой сети «Дикая устрица». Миссия сети — развитие культуры потребления морепродуктов.

В марте 2020 года, когда были введены санкции, рынок морепродуктов стал испытывать дефицит, а цены на замену выросли практически в два раза. Из-за роста цен и сужения ассортимента покупатели стали уходить из магазина. Как следствие, выручка сети просела на 20%.

Для преодоления возникшего кризиса Виталия решила использовать для развития сети свой личный бренд: устраивались выездные мероприятия, устричные бары, дегустации. Через общение с владельцем компании росла лояльность к бренду, и это позволило укрепить позиции на рынке.

Артем Волков, руководитель проекта сети магазинов фермерских продуктов Сибири «Калина-Малина», рассказал о том, как они оказали поддержку сибирским фермерам.

Концепция сети состоит из четырех составляющих:

  • Продаем только натуральные продукты
  • Заводим только маленьких производителей
  • Работаем только с локальным продуктом
  • Не выбиваем скидку с производителя

В фирменной розничной сети сейчас работают 107 магазинов и еще 42 магазина по франшизе. Недавно была запущена программа лояльности, которая позволила не только получить больше данных о покупателях, но и снизить отток из магазина.

Антон Георгиев, основатель сети магазинов «ГОСТ», поделился идеей своего нового проекта. ГОСТ — это сеть магазинов качественных продуктов, владельцами которой будут являться сами производители. Вся продукция будет выпускаться под единым брендом «ГОСТ». В 2023 году планируется открытие 20 пилотных магазинов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Наталья Чичук рассказала о том, как быть экспертом в продукте и отразить это в магазине. Сперва спикер выделила тренды, оказывающие влияние на фирменную розницу:

  • Удобство для потребителя: ближе к дому и к ситуации потребления
  • Удобство потребления в пути, в магазине, дома, в офисе, местах развлечения
  • Расширенный гастрономический опыт покупок
  • Технологичность и уникальность продуктов
  • Потребление свежей и свежеприготовленной еды
  • Готовая еда к употреблению, ее больше не нужно готовить самому
  • Кулинария и удобные решения для готовки дома
  • Разнообразие, сезонность, сочетание вкусов, новизна
  • Здоровый образ жизни и осознанное потребление
  • Гарантии и забота о продуктовой безопасности
  • Прозрачность — кто, где, как и из чего производит, как перерабатывается

Для создания ценности для покупателей форматам фирменной розницы необходимо проработать ключевые области:

  • Продукт
  • Дополнительные услуги и ценности
  • Потребительский опыт и технологии
  • Цена и выгоды по стоимости
  • Отношения и эмоции
  • Символические статусы покупателей

Важно также иметь комплиментарный ассортимент к основной категории.

В финале конференции спикеры ответили на ряд вопросов модератора.

У Артема Волкова спросили, что в его сети пришлось изменить в текущей ситуации. Как выяснилось, в сети «Калина-Малина» отказались от продажи дешевых товаров на грани рентабельности, отсекая таким образом нецелевой трафик.

О том, как собираются выполнять обещание бренда в новой сети «ГОСТ», ответил Антон Георгиев. Спикер рассказал, что для многих продуктов на рынке просто не существует ГОСТа и продукция будет выпускаться по ТУ на основе ГОСТа.

Наталья Чичук поделилась рекомендацией для всех специализированных форматов: исходить из потребностей своего потребителя и искать дифференцирующий продукт для того, чтобы у покупателя была мотивация идти именно в этот магазин.

Чтобы посмотреть полную запись конференции «Фирменная и специализированная розница», подпишитесь на рассылку выставки WorldFood Moscow

ПОДПИСАТЬСЯ