Пленарная дискуссия лидеров продовольственного ритейла
На выставке WorldFood Moscow 2022 лидеры продовольственного ритейла обсудили новые стратегические задачи и точки роста
По-настоящему звездный состав спикеров собрался в этом году на одной сцене в рамках традиционной пленарной дискуссии на деловой программе выставки WorldFood Moscow 2022:
- Владислав Курбатов, генеральный директор, «Пятерочка»
- Руслан Исмаилов, член Правления, заместитель генерального директора «Магнит»
- Денис Сологуб, президент, «Азбука Вкуса»
- Антон Бахарев, коммерческий директор, «Верный»
- Ася Балабай, коммерческий директор, АШАН Ритейл Россия
- Анастасия Волохова, директор по стратегии и трансформации, «Лента»
- Йенс Фрерихс, коммерческий директор, ООО «Зельгрос»
Главные темы дискуссии:
- Как компании-лидеры решают сложнейшие задачи последних месяцев, какие действия предпринимают, чтобы увеличивать маржинальную дох одность при одновременном снижении доходов покупателей?
- Корректировки планов развития: наиболее актуальные и наименее востребованные направления. Новые рынки закупок, новые раунды поиска поставщиков. Переформатирование всех категорий в сетях к осени 2022 года. Смогли ли заменить ушедших игроков новые поставщики?
- Изменение «стакана» себестоимости, рост цен и падение потребительского спроса.
- Перестройка и поиск новых логистических маршрутов.
- Насколько успешно и оперативно идет освоение альтернативных рынков?
Конечно, первым вопросом к участникам стал вопрос о перспективах импортозамещения в стране. Еще в июне на Российской неделе ритейла от представителей Минпромторга прозвучал тезис о том, что дефицита в стране не случится при любом развитии ситуации. О том, на самом ли деле это так, первым ответил Владислав Курбатов, генеральный директор сети «Пятерочка».
Он отметил, что это в первую очередь зависит от производителей. Тем не менее, он ответил, что сейчас дефицита в любой категории действительно не наблюдается. Кто-то с рынка ушел, кто-то значительно подорожал и переш ел в другую ценовую категорию, то есть изменился состав полки. Ася Балабай, коммерческий директор сети АШАН Ритейл Россия, поддержала коллегу. Она уверена, что дефицита не случится. Напротив, многие сети стали активно развивать СТМ, замещая ушедшие с рынка бренды.
Анастасия Волохова, директор по стратегии и трансформации сети «Лента», главной задачей ритейла сейчас видит обеспечение для потребителя привычного качества за те же деньги и возможности полностью закрывать потребности.
Антон Бахарев, коммерческий директор сети «Верный», рассказал, что дефицит наметился только в одной категории — премиальных алкогольных напитках, в которой все крупные производители ушли с российского рынка и перспективы импортозамещения низкие.
С учетом возникшего большого спроса на новых поставщиков важно сохранить баланс в работе с ними: с одной стороны, важно не передавить в стремлении получить лучшую цену, а с другой стороны, не упасть ниже уровня доходности. Вопрос о том, как ритейл ищет этот баланс, модератор дискуссии Кирилл Терещенко, адресовал Антону Бахареву.
Антон рассказал, что в сети «Верный» давление на крупных федеральных поставщиков не только не уменьшилось, а даже усилилось. А вот подход к работе с локальными производителями поменялся в сторону более партнерских, при этом фокус на эффективности каждого контракта останется.
Ася Балабай отметила, что важным принципом в работе с поставщиками остается принцип «win-win». Увеличивать маржу и терять оборот нет никакого смысла, так как оборот — главный источник прибыли сети.
Интересным оказался и опыт поиска поставщиков в новых географиях. Владислав Курбатов рассказал, что на полках «Пятерочки» уже в ближайшее время появятся новые иностранные товары, прежде всего в категории сопутствующих товаров.
Анастасия Волохова отметила, что дело не только в поиске новых поставщиков, а также в том, как скоро потребитель адаптируется к новой полке и уровень удовлетворенности станет преж ним.
Участники дискуссии также отметили, что за последние полгода получили беспрецедентную поддержку от государства: это и моратории на проверки, и параллельный импорт, и кредитование. Вторая часть дискуссии была посвящена прогнозированию ближайшего будущего. И первым вопросом, конечно, стал вопрос ценообразования.
Владислав Курбатов еще раз подчеркнул, что уровень инфляции значительно сокращает покупательскую активность, и цена становится одним из ключевым фактором выбора. Главной задачей ритейла становится обеспечение комфортного уровня цен.
Антон Бахарев рассказал, что когда произошел резкий скачок курса, многие поставщики подняли цены до 70%, при этом, когда произошел откат курса, снижения цен не было. Но важно понимать, что помимо курса доллара на цену влияет еще много факторов, и закупщику важно иметь четкое представлени е о стакане себестоимости продукции, которую ему предлагают, а в формировании цены для потребителя нужно учитывать все эти факторы.
Следующей темой для обсуждения стал вопрос о переформатировании категорий с учетом ухода многих брендов.
По мнению Антона Бахарева, сильно изменится категория бытовой химии и товаров для дома, так как цены на многие позиции выросли до 40%. Соковая категория после ухода с рынка бренда Pepsi уже кардинально изменилась: 50% полки уже заполнено российскими аналогами.
Йенс Фрерихс, коммерческий директор ООО «Зельгрос», высказал мнение, что гораздо более важной задачей сетей сейчас становится коммуникация с потребителем и сохранение его доверия к ритейлеру. Покупатель ожидает, что ритейлер расскажет ему, чем он может удовлетворить свои привычные потребности.
Денис Сологуб высказал менее оптимистичное мнение: он считает, что параллельный импорт не сможет заместить объемы федеральных сетей.
Поделились спикеры и своими ощущениями от прогнозов по поводу сентября 2022: летом звучало два совершенно противоположных предсказания о том, что произойдёт с бизнесом. Одна половина говорила о том, что сентябрь станет настоящим крахом, а вторая — что именно сентябрь станет той точкой роста, которую все так ждали.
Владислав Курбатов предпочел избегать крайностей и рассказал, что в любом случае менеджмент сетей будет искать замены, а трудности будут всегда.
Ася Балабай отметила, что коллапса не наблюдается, при этом она ждет конца года и считает, что основные сложности придутся именно на этот период.
В заключительной части дискуссии Кирилл Терещенко попросил каждого участника поделиться своими планами развития. Первым ответил Владислав Курбатов. Он озвучил оптимистичный прогноз о том, что сеть «Пятерочка» к концу года выполнит свой план по органическому росту. На следующий год план по развитию не снижается: в планах есть освоение новых территорий, таких как, например, Дальний Восток. Анастасия Волохова рассказала, что в сети «Лента» продолжают стратегию развития малого формата и формата онлайн. Ася Балабай отметила, что «Ашан» уже сейчас присутствует в трех форматах: гипермаркеты, Ашан-сити и супермаркеты. А в планах развитие e-com. Антон Бахарев обозначил план роста выручки сети на 20% и более. Денис Сологуб обозначил фокусы развития сети «Азбука Вкуса»: производство и технологии, именно то, что обеспечивает дифференциацию.
Также участники прокомментировали два тренда: влияние развития hard дискаунтеров на свой бизнес и планы по развитию онлайна.
Владислав Курбатов признался, что влияние hard дискаунтеров ощущается, но он не уверен, что их ниша большая и доля будет продолжать расти так же, как росла в последнее время. А онлайн в сети растет и растет быстрее, чем оффлайн.
Анастасия Волохова также признает влияние hard дискаунтеров, и это одна из причин, почему сеть «Лента» сейчас фокусируется на низкоценовом сегменте и развитии СТМ. А онлайн вырос многократно, во многом благодаря приобретению бренда «Утконос». Основная цель сейчас — сокращение времени доставки минимум в 4 раза.
Ася Балабай поставила под вопрос рентабельность формата hard дискаунтеров, поэтому пока планов развития такого формата нет, и приоритет на следующий год — развитие e-com.
Денис Сологуб выразил мнение, что разница в аудиториях форматов обеспечит покупателями все сети. Что касается онлайн, у «Азбуки вкуса» это уже порядка 10% бизнеса. И так как средний чек сети выше, чем у конкурентов, онлайн-направление для «Азбуки вкуса» прибыльно.