Российский рынок овощей и фруктов

Фрукты и овощи входят в базовую потребительскую корзину россиянина, а их ассортимент напрямую влияет на выбор магазина

46% покупателей признаются, что именно свежие овощи и фрукты определяют место для продовольственного шопинга. Привлекательные цены, высокое качество овощей и фруктов, сезонные товары и уникальные SKU — вот факторы, которые обеспечивают лояльность существующей аудитории и привлекают новых покупателей.

В этой статье поговорим о том, что произошло с ценами на фрукты и овощи в 2023 году, какие тренды наблюдаются в данной продуктовой категории в 2024 году и уникальности этого раздела на Международной осенней выставке продуктов питания WorldFood Moscow.

рынок овощей и фруктов
овощи и фрукты

Что произошло с ценами по итогам 2023 года?

В 2023 г. цены на многие овощи и фрукты выросли. Значительно подорожали помидоры: если в 2023 г. 1 кг стоил около 170 руб., то в январе 2024 г. — уже порядка 250 руб. То есть за год цена на помидоры выросла на 45–50%. В среднем на 47% выросла стоимость бананов: сейчас они стоят приблизительно 150 руб. за 1 кг. По итогам 2023 г. также подорожали апельсины (+30%), чеснок (+46,4%), виноград (+48,2%) и груши (+48,3%).

Одна из главных причин роста цен на упомянутые продукты питания — ослабление курса рубля относительно иностранных валют. Помидоры, бананы, апельсины, чеснок, виноград, груши в основном ввозят в Россию из-за рубежа. Валютный скачок привел как к увеличению закупочной цены у поставщиков, так и к удорожанию логистики. Предпосылок к снижению стоимости импортных овощей и фруктов не наблюдается. Однако сильный рост цен, например на помидоры, сдерживает интенсивное развитие тепличной отрасли внутри страны.

Кроме того, за год примерно на 44% подорожала капуста: в 2023 г. 1 кг стоил около 25 руб., а в январе 2024 г. — порядка 36 руб. Увеличилась и стоимость яблок (+20%): если в 2023 г. за 1 кг можно было отдать приблизительно 104 руб., то в 2024 г. — в районе 125 руб. За последний год также выросли цены на огурцы (+17%): сегодня 1 кг в среднем стоит 245 руб.

С приходом весны на продовольственном рынке появляются отечественные фрукты и овощи, на стоимость которых курс валют влияет не так сильно. По этой причине в данной категории продуктов можно ожидать некоторое снижение цен. Хотя, по мнению некоторых ритейлеров, анализирующих опыт прошлых лет, в это время года иногда все же наблюдается удорожание сезонных овощей на 10–12%: картошки, капусты, моркови, свеклы, лука, огурцов. Это связано с тем, что старые запасы продуктов заканчиваются, а новые еще не появились. Но даже при условии снижения цен, по мнению вице-президента Российского зернового союза Александр Корбут, не стоит забывать, что, как правило, рост цен происходит довольно стремительно, а возврата к исходной стоимости обычно не случается: цены немного снижаются, но по итогу они все равно оказываются выше изначальной.

Тем не менее некоторые продукты в 2023 г. все же подешевели. Например, стоимость 1 кг картошки снизилась примерно на 9–16%. Сегодня она составляет около 30 руб. Кроме того, согласно данным Росстата, в январе-феврале 2024 г. на 31% выросли продажи отечественного картофеля на экспорт — это самый большой рост продаж за границу среди овощей и фруктов в этот период. На это повлияло в том числе увеличение производства картофеля. По итогам 2023 г. оно составило 8,6 млн тонн — это на 18% больше, чем в 2022 г., и является максимальным показателем за последние 30 лет. Наибольшие объемы производства пришлись на Брянскую, Тульскую, Московскую, Астраханскую и Нижегородскую области.

органические овощи
экзотические фрукты

Органические овощи, экзотические фрукты и другие тренды 2024 года

Тренд на экологичную продукцию и здоровое питание по-прежнему актуален, и это касается в том числе фруктов и овощей. Российские потребители все чаще обращают внимание на методы производства продуктов, и скорее они предпочтут товары, выращенные без использования пестицидов и химикатов. Продажи био- и экопродукции продолжают расти, а фермерские хозяйства становятся более популярными.

В центре внимания россиян, особенно молодых, овощи, богатые антиоксидантами, витаминами и минералами, а также овощи, с низким содержанием углеводов, суперфуды и продукты для детокса. Новое явление в этой сфере — ферментированные овощи, которые улучшают пищеварение и положительно влияют на работу кишечника, что делает их особенно актуальными для тех, кто следит за своим здоровьем.

Ожидается, что потребление органических овощей в России будет расти, и к 2030 г. объем внутреннего рынка может достигнуть 150 млрд руб., а среднегодовой уровень потребления — 1 тыс. руб. на человека. По мнению экспертов, «зеленое» производство вполне может стать одним из драйверов развития агроэкспорта, потенциал которого оценивается в 3,7 млрд руб. В число перспективных рынков входят Саудовская Аравия и Китай.

Что касается современных кулинарных трендов, то в этой области сегодня можно часто встретить экзотические и необычные овощи и фрукты. Такие продукты позволяют поварам экспериментировать и создавать уникальные и запоминающиеся блюда для гурманов и любителей новых вкусов. Вместе с тем все чаще предпочтение отдается овощам и фруктам от местных производителей, поскольку это способствует поддержке местного бизнеса, значительно сокращает цепочку поставок и транспортные расходы, что, в свою очередь, уменьшает углеродный след.

Одним из главных трендовых продуктов в категории овощей и фруктов остается авокадо. Еще несколько лет его присутствие на российском рынке было едва заметно. Но на данный момент доля продаж авокадо в рублях составляет около 2% в структуре всей индустрии, а сам сегмент демонстрирует двузначные темпы роста как денежных (+23%), так и натуральных продаж (+17%).

фрукты на WorldFood Moscow
овощи на WorldFood Moscow

Фрукты и овощи на выставке WorldFood Moscow

Раздел «Фрукты и овощи» — это уникальный сектор, поскольку в таком объеме, как на WorldFood Moscow, свежие фрукты и овощи не представлены ни на одной выставке в России. Все благодаря тому, что WorldFood Moscow проводится осенью.

В 2023 году выставку посетили 20 115 специалистов оптовых и розничных компаний, представителей сегмента общественного питания и производителей продуктов питания. 24% (4 828) из них интересовались продукцией, представленной в разделе «Фрукты и овощи».

В данном секторе участники WorldFood Moscow представляют свежие овощи, фрукты, ягоды и грибы, переработанные и замороженные овощи, фрукты и грибы, зелень, салаты и другую растительную продукцию. На выставке 2023 года свои продукты в разделе «Фрукты и овощи» продемонстрировали 83 компании.

Присоединяйтесь к участию в WorldFood Moscow 2024, чтобы представить на выставке свою продукцию, провести встречи с потенциальными партнерами и договориться о поставках с представителями самых разных регионов России!

Выставка WorldFood Moscow 2024 состоится 17–20 сентября в МВЦ «Крокус Экспо», павильон 3.

ЗАБРОНИРОВАТЬ СТЕНД

* Источники: interfax.ru, iz.ru, bfm.ru, nielseniq.com, agrotrend.ru, tveragroprom.com