Как меняется рынок органики в России

Мировая тенденция к здоровому и экологичному образу жизни стимулирует рост спроса на органическую продукцию

Органы здравоохранения и экологии по всему миру подчеркивают важность потребления продуктов, произведенных по принципам «зеленой» экономики. Эти продукты обеспечивают не только высокое качество питания, но и минимальное воздействие на окружающую среду.

В России органическая продукция пока не получила широкого распространения. Основными препятствиями являются недостаточная информированность потребителей, сравнительно высокие цены и псевдомаркировка, которая вводит в заблуждение покупателей. Многие потребители путают органические продукты с фермерскими и редко запрашивают сертификаты при покупке, что снижает доверие к данной категории продуктов.

Сессия в рамках программы Ритейл Академии на выставке WorldFood Moscow 2024 была направлена на обсуждение путей решения этих проблем и возможностей развития российского рынка органической продукции. Основное внимание было уделено улучшению информированности населения, усилению доверия к сертификации и поддержке производителей органической продукции.

За последние пять лет число производителей российской органической продукции выросло в 10 раз! На данный момент их уже 218. Расширился и ассортимент: если раньше это было только сырье, зерновые, то сейчас это и овощи, и молоко, и сыры, и мед, и напитки, в том числе органическое вино.

Вячеслав Федюнин, Фонд «Органика»
Органическое земледелие в России

В России существует фонд, нацеленный на поддержку производителей органической продукции — Фонд «Органика». Его директор, Вячеслав Федюнин, представил проекты, реализуемые Фондом сейчас.

Для активации потребительского спроса:

  • Конкурс среди школьников с участием уже 17 регионов России
  • Проект «Органика в школах»
  • Издание книги «Органическое земледелие в России: как энтузиасты создавали рынок»

Развитие каналов сбыта:

  • Участие в выставках
  • Кулинарные мастер-классы
  • Организация фестивалей

Поддержка производителей:

  • Компенсация стоимости сертификации
  • Стажировки в России и за рубежом
  • Конкурс грантов

Сергей Коршунов, председатель Правления Союза органического земледелия, рассказал о том, что тормозит развитие органики.

Союз органического земледелия — крупнейшее независимое движение за органическое сельское хозяйство, объединяющее более 350 участников рынка.

Основной вызов для рынка на самом деле является общим для всего земледелия — это отсутствие справедливой цены, когда стоимость производства дороже, чем товар, который произведен.

Вызовы текущей ситуации:

  • Государственная задача — рост объемов, удержание себестоимости и цены реализации
  • Высокая ставка — низкая инвестиционная активность
  • Экспортная пошлина — снижение маржинальности растениеводства
  • Транзакционные издержки — снижение объемов экспорта
Сергей Коршунов, Союз органического земледелия
рынок органики в России

Точку зрения производителей представила компания-первопроходец на российском рынке органики — компания «ЭкоНива», а именно руководитель ее GR-службы Любовь Аксенова.

«ЭкоНива» — российский производитель органической продукции с двумя сертификатами. На сегодняшний день в России есть только три компании, которые производят органическое молоко, сертифицированное знаками EuroLeaf и Organic.

Помимо проблем с различением потребителями правильных маркировок на продукте, Любовь отметила, что важно просвещать потребителей о преимуществах и отличии органической продукции.

Главные отличия органической продукции:

  • Вклад в окружающую среду
  • Дополнительная польза для здоровья

В развитие и продвижение категории должны вкладываться все участники цепочки, ритейл также должен расширять органическую полку и делать этот продукт доступнее и понятнее.

Еще одной важной задачей перед рынком является развитие экспорта и признание российских сертификатов зарубежом. Сейчас сертификаты Роскачества признаны Катаром, и это достаточное основание для начала поставок органической продукции на этот рынок. Сейчас ведутся переговоры с такими регионами, как Малайзия, Индонезия, Саудовская Аравия, ОАЭ.

Происходят изменения и в импорте. Если ранее товары поставлялись без прохождения российской сертификации, то сейчас уже 19 производителей поставляют свою продукцию на российский рынок с российскими сертификатами.

При этом, важно понимать, что российская продукция пока не способна восполнить тот объем импортной продукции, которая ушла с рынка.

Если вы хотите получить запись и послушать полную версию диалога спикеров этой сессии, оформите бесплатную подписку на WorldFood Moscow, и мы пришлем вам 6 писем с материалами деловой программы этого года

ПОДПИСАТЬСЯ