Как меняется рынок органики в России
Мировая тенденция к здоровому и экологичному образу жизни стимулирует рост спроса на органическую продукцию
Органы здравоохранения и экологии по всему миру подчеркивают важность потребления продуктов, произведенных по принципам «зеленой» экономики. Эти продукты обеспечивают не только высокое качество питания, но и минимальное воздействие на окружающую среду.
В России органическая продукция пока не получила широкого распространения. Основными препятствиями являются недостаточная информированность потребителей, сравнительно высокие цены и псевдомаркировка, которая вводит в заблуждение покупателей. Многие потребители путают органические продукты с фермерскими и редко запрашивают сертификаты при покупке, что снижает доверие к данной категории продуктов.
Сессия в рамках программы Ритейл Академии на выставке WorldFood Moscow 2024 была направлена на обсуждение путей решения этих проблем и возможностей развития российского рынка органической продукции. Основное внимание было уделено улучшению информированности населения, усилению доверия к сертификации и поддержке производителей органической продукции.
За последние пять лет число производителей российской органической продукции выросло в 10 раз! На данный момент их уже 218. Расширился и ассортимент: если раньше это было только сырье, зерновые, то сейчас это и овощи, и молоко, и сыры, и мед, и напитки, в том числе органическое вино.
В России существует фонд, нацеленный на поддержку производителей органической продукции — Фонд «Органика». Его директор, Вячеслав Федюнин, представил проекты, реализуемые Фондом сейчас.
Для активации потребительского спроса:
- Конкурс среди школьников с участием уже 17 регионов России
- Проект «Органика в школах»
- Издание книги «Органическое земледелие в России: как энтузиасты создавали рынок»
Развитие каналов сбыта:
- Участие в выставках
- Кулинарные мастер-классы
- Организация фестивалей
Поддержка производителей:
- Компенсация стоимости сертификации
- Стажировки в России и за рубежом
- Конкурс грантов
Сергей Коршунов, председатель Правления Союза органического земледелия, рассказал о том, что тормозит развитие органики.
Союз органического земледелия — крупнейшее независимое движение за органическое сельское хозяйство, объединяющее более 350 участников рынка.
Основной вызов для рынка на самом деле является общим для всего земледелия — это отсутствие справедливой цены, когда стоимость производства дороже, чем товар, который произведен.
Вызовы текущей ситуации:
- Государственная задача — рост объемов, удержание себестоимости и цены реализации
- Высокая ставка — низкая инвестиционная активность
- Экспортная пошлина — снижение маржинальности растениеводства
- Транзакционные издержки — снижение объемов экспорта
Точку зрения производителей представила компания-первопроходец на российском рынке органики — компания «ЭкоНива», а именно руководитель ее GR-службы Любовь Аксенова.
«ЭкоНива» — российский производитель органической продукции с двумя сертификатами. На сегодняшний день в России есть только три компании, которые производят органическое молоко, сертифицированное знаками EuroLeaf и Organic.
Помимо проблем с различением потребителями правильных маркировок на продукте, Любовь отметила, что важно просвещать потребителей о преимуществах и отличии органической продукции.
Главные отличия органической продукции:
- Вклад в окружающую среду
- Дополнительная польза для здоровья
В развитие и продвижение категории должны вкладываться все участники цепочки, ритейл также должен расширять органическую полку и делать этот продукт доступнее и понятнее.
Еще одной важной зад ачей перед рынком является развитие экспорта и признание российских сертификатов зарубежом. Сейчас сертификаты Роскачества признаны Катаром, и это достаточное основание для начала поставок органической продукции на этот рынок. Сейчас ведутся переговоры с такими регионами, как Малайзия, Индонезия, Саудовская Аравия, ОАЭ.
Происходят изменения и в импорте. Если ранее товары поставлялись без прохождения российской сертификации, то сейчас уже 19 производителей поставляют свою продукцию на российский рынок с российскими сертификатами.
При этом, важно понимать, что российская продукция пока не способна восполнить тот объем импортной продукции, которая ушла с рынка.