Тренды и драйверы роста: готовая еда
Сегмент готовой еды переживает стремительное развитие, следуя за потребительскими предпочтениями и технологическими инновациями. Эта категория не только отвечает на текущие запросы рынка, но и активно внедряет технологии будущего
В тематической сессии Ритейл Академии на выставке WorldFood Moscow 2024 эксперты обсудили новые партнерства, рассмотрели кейсы участников рынка, а также проанализировали мировые тренды и драйверы роста в сегменте готовой еды.
Глядя в будущее, стоит отметить, что категория готовой еды будет только набирать обороты. Борис Мешков, директор по развитию бизнеса в готовой еде блока «Х5 Еда», выделил два тренда: развитие производителей готовой еды на локальных рынках и развитие новых технологических решений.
Сергей Павлов, руководитель проекта ДаркКитчен «Сгоряча» ВкусВилл, считает, что рынок будет двигаться в сторону еще большего ускорения сроков доставки, а также улучшения качества продукта.
Сейчас львиная доля производителей готовой еды (62%) приходится на Москву и Московскую область. Региональный рынок готовой еды сейчас очень фрагментарный, много мелких производителей. При этом уровень пищевой безопасности и автоматизации производств очень низок.
Готовая еда — это высокорисковая категория, способная причинить большой вред потребителям. Для обеспечения безопасности необходима система управления рисками. Ключевой системой сегодня является HAССP (Hazard Analysis and Critical Control Points) — система, основанная на 7 принципах:
- Провести анализ опасных факторов
- Определить критические контрольные точки (ККТ)
- Установить предельные значения для каждой ККТ
- Ввести систему контроля за ККТ
- Установить корректирующие действия, когда определенная ККТ выходит из-под контроля
- Установить процедуры проверки эффективности HACCP
- Разработать методы документирования всех процедур и ведения записей
Анастасия Корнеева, руководитель аналитического блока компании «Нильсен», представила аналитику по категории и рассказала о трендах. За последний год доля готовой еды на полке выросла с 6,5% до 7,2%. Рост значимости категории продолжается во всех каналах торговли и по всей географии. Рост продаж в магазинах у дома превышает темпы больших форматов.
В большинстве сегментов растет доля формата фиксированного веса.
Развитие большинства сегментов происходит практически полностью благодаря росту спроса. Существует большой потенциал для дальнейшего развития, так как потребитель все больше экономит на походах в кафе и рестораны.
О потребительских предпочтениях рассказала Елена Самодурова, директор Департамента клиентского сервиса потребительской панели «ГФК Русь».
Базовые расходы продолжают занимать три четверти бюджета покупателей. В первом квартале 2024 года несколько увеличилась доля затрат на базовые потребности за счет снижения доли дополнительных расходов. На потребительские тренды напрямую влияют демографические: сейчас это снижение рождаемости, рост числа одиночек и общее старение населения.
Снижение числа маленьких детей неизбежно ведет к снижению спроса на детские товары и бренды. Уменьшается количество 30–40-летних, которые входят в число активных потребителей и являются ранними новаторами, готовыми пробовать новинки. Это значит, что запускать новые бренды в ближайшее время будет сложнее.
Рост числа одиночных домохозяйств ведер к росту трат в пересчете на одного человека. Более того, одиночные домохозяйства отличаются специфичными предпочтениями: например, охотнее выбирают категорию готовой кулинарии.
Процент пенетрации категории готового питания сейчас составляет 89%, то есть 89 человек из 100 в возрасте 16–69 лет хотя бы раз за прошедший год делали заказы в HoReCa. Средняя частота заказов составляет 35 раз в год.
Готовая кулинария чаще покупается в обычный будний день в районе обеденного времени для потребления в офисе. Наиболее активные покупатели кулинарии (9% от всех покупателей) обеспечивают более трети всех покупок категории. Аудитория регулярных покупателей смещена в сторону Москвы.
Существует определенная доля потребителей (40%), которая не покупает готовую кулинарию. Основные барьеры к покупке — это:
- 32% — готовая кулинария сильно уступает по вкусу готовой еде
- 27% — боятся купить испорченную еду и отравиться
- 27% — готовая кулинария слишком дорогая
- 10% — имеют негативный опыт покупки готовой кулинарии в прошлом
- 10% — отсутствие полной информации о блюде и его составе
- 6% — не находят в ассортименте тех блюд, которые нравятся