Тренды и драйверы роста: готовая еда

Сегмент готовой еды переживает стремительное развитие, следуя за потребительскими предпочтениями и технологическими инновациями. Эта категория не только отвечает на текущие запросы рынка, но и активно внедряет технологии будущего

В тематической сессии Ритейл Академии на выставке WorldFood Moscow 2024 эксперты обсудили новые партнерства, рассмотрели кейсы участников рынка, а также проанализировали мировые тренды и драйверы роста в сегменте готовой еды.

рынок готовой еды
категория готовой еды

Глядя в будущее, стоит отметить, что категория готовой еды будет только набирать обороты. Борис Мешков, директор по развитию бизнеса в готовой еде блока «Х5 Еда», выделил два тренда: развитие производителей готовой еды на локальных рынках и развитие новых технологических решений.

Сергей Павлов, руководитель проекта ДаркКитчен «Сгоряча» ВкусВилл, считает, что рынок будет двигаться в сторону еще большего ускорения сроков доставки, а также улучшения качества продукта.

Сейчас львиная доля производителей готовой еды (62%) приходится на Москву и Московскую область. Региональный рынок готовой еды сейчас очень фрагментарный, много мелких производителей. При этом уровень пищевой безопасности и автоматизации производств очень низок.

Готовая еда — это высокорисковая категория, способная причинить большой вред потребителям. Для обеспечения безопасности необходима система управления рисками. Ключевой системой сегодня является HAССP (Hazard Analysis and Critical Control Points) — система, основанная на 7 принципах:

  1. Провести анализ опасных факторов
  2. Определить критические контрольные точки (ККТ)
  3. Установить предельные значения для каждой ККТ
  4. Ввести систему контроля за ККТ
  5. Установить корректирующие действия, когда определенная ККТ выходит из-под контроля
  6. Установить процедуры проверки эффективности HACCP
  7. Разработать методы документирования всех процедур и ведения записей

Анастасия Корнеева, руководитель аналитического блока компании «Нильсен», представила аналитику по категории и рассказала о трендах. За последний год доля готовой еды на полке выросла с 6,5% до 7,2%. Рост значимости категории продолжается во всех каналах торговли и по всей географии. Рост продаж в магазинах у дома превышает темпы больших форматов.

В большинстве сегментов растет доля формата фиксированного веса.

Развитие большинства сегментов происходит практически полностью благодаря росту спроса. Существует большой потенциал для дальнейшего развития, так как потребитель все больше экономит на походах в кафе и рестораны.

О потребительских предпочтениях рассказала Елена Самодурова, директор Департамента клиентского сервиса потребительской панели «ГФК Русь».

Базовые расходы продолжают занимать три четверти бюджета покупателей. В первом квартале 2024 года несколько увеличилась доля затрат на базовые потребности за счет снижения доли дополнительных расходов. На потребительские тренды напрямую влияют демографические: сейчас это снижение рождаемости, рост числа одиночек и общее старение населения.

Снижение числа маленьких детей неизбежно ведет к снижению спроса на детские товары и бренды. Уменьшается количество 30–40-летних, которые входят в число активных потребителей и являются ранними новаторами, готовыми пробовать новинки. Это значит, что запускать новые бренды в ближайшее время будет сложнее.

Рост числа одиночных домохозяйств ведер к росту трат в пересчете на одного человека. Более того, одиночные домохозяйства отличаются специфичными предпочтениями: например, охотнее выбирают категорию готовой кулинарии.

Процент пенетрации категории готового питания сейчас составляет 89%, то есть 89 человек из 100 в возрасте 16–69 лет хотя бы раз за прошедший год делали заказы в HoReCa. Средняя частота заказов составляет 35 раз в год.

Готовая кулинария чаще покупается в обычный будний день в районе обеденного времени для потребления в офисе. Наиболее активные покупатели кулинарии (9% от всех покупателей) обеспечивают более трети всех покупок категории. Аудитория регулярных покупателей смещена в сторону Москвы.

Существует определенная доля потребителей (40%), которая не покупает готовую кулинарию. Основные барьеры к покупке — это:

  • 32% — готовая кулинария сильно уступает по вкусу готовой еде
  • 27% — боятся купить испорченную еду и отравиться
  • 27% — готовая кулинария слишком дорогая
  • 10% — имеют негативный опыт покупки готовой кулинарии в прошлом
  • 10% — отсутствие полной информации о блюде и его составе
  • 6% — не находят в ассортименте тех блюд, которые нравятся

Если вы хотите послушать полную версию выступлений спикеров, а также получить презентации этой сессии, оформите бесплатную подписку, и мы пришлем вам 6 писем с материалами деловой программы этого года

ПОДПИСАТЬСЯ