Диалог лидеров: новые стратегии развития
Производство продуктов питания в прошлом году продемонстрировало положительную динамику, несмотря на некоторое снижение темпов производства сельскохозяйственной продукции. По данным исследований компании INFOLine, общая выручка десяти крупнейших компаний пищевой отрасли за 2023 год выросла на 13,4% и составила 2,3 триллиона рублей. Это свидетельствует о том, что крупнейшие игроки отрасли демонстрируют более высокие темпы роста по сравнению с рынком в целом
Во время дискуссии на выставке WorldFood Moscow 2024 производители продуктов питания и напитков, представители сельскохозяйственной отрасли обсудили итоги прошедшего года у лидеров пищевой отрасли, успешные стратегии, совместные проекты с ритейлом и общепитом, экспортный потенциал и проблемы с персоналом.
Чтобы задать темы для диалога, Светлана Силенина, руководитель направления «Потребительский рынок» информационно-консалтингового агентства INFOLine, презентовала аналитику по пищевой промышленности.
Пищевая отрасль продолжает расти после небольшого спада в 2022 году, производство не останавливается. Наблюдаются проблемы с сырьевой базой, но согласно Доктрине продуктовой безопасности, наша страна обеспечена всеми базовыми категориями продуктов.
Тем не менее, отрасль сталкивается с рядом проблем. Ключевая из них — это проблема кадров.
В лидерах по темпам роста находятся вертикально-интегрированные холдинги, темпы роста которых значительно превышают общий рост сельского хозяйства. Продолжается и инвестиционная деятельность компаний. Инвестиционная активность снизилась за счет удорожания стоимости кредитов, но не остановилась. Ситуация 2022 года наметила новый тренд: многие крупные компании стали инвестировать в производственные мощности на территории других стран.
2022–2023 годы отметились большим количеством сделок слияния и поглощения, и их количество продолжит увеличивать ся.
Растет объем экспорта в денежном выражении, однако в натуральном выражении в некоторых категориях роста нет. Это связано со сложностями, возникающими в логистике, в проведении платежей. Стратегический партнер для России сейчас — это Китай.
Проведенный опрос выявил три наиболее негативных фактора, оказывающих влияние на отрасль:
- 40% — снижение покупательной способности
- 37% — закупочные цены на сырье
- 36% — рост себестоимости производства
К позитивным факторам производители отнесли:
- 51% — уход иностранных брендов и снижение конкуренции
- 29% — развитие новых категорий, внедрение новых привычек потребления
- 25% — развитие технологий, рост цифровизации производства
Дмитрий Козлов, генеральный директор БКХ «Коломенский», рассказал о результатах сделки слияния и поглощения, проведенной в компании, и отметил, что само по себе приобретение новых активов не сделало компанию лидером. Номером один на рынке компания стала до этого. Благодаря покупке активов компании Fazer, удалось показать рост в 35 раз по выручке за 10 лет.
Сейчас стратегическая цель компании на 7 лет — выйти во все регионы европейской части России. Поэтому дальнейшие планы по поглощению региональных игроков также есть.
Приобретение Fazer позволило выйти в новую категорию — заморозку, которою компания сейчас активно развивает. Второе направление, которое компания планирует развивать — свежие кондитерские изделия.
Наталья Жестарева, директор по маркетингу бренда «Sибирская коллекция» (Щелковский МПК), поделилась результатами внутренних исследований об изменениях потребительского поведения. Покупатель стал более осознанным, тщательнее выбирая продукт по соотношению цена-качество. Это неизбежно приводит к росту категории «средний минус». Есть огромный спрос на СТМ, и это сейчас основной драйвер для компании, которая хочет расти. Что касается брендового прод укта, то из-за невозможности свободно перемещаться по миру потребитель сейчас ищет разнообразие вкуса и сочетаний в продуктах. Растет спрос и на продукты, относящиеся к категории «побаловать себя».
Татьяна Смирнова, директор департамента по маркетингу и продажам ООО «Тамбовский бекон» (ГК РУСАГРО) — компании, которая первой получила возможность экспорта своей продукции в Китай, поделилась первыми результатами. Татьяна отметила, что потребительские предпочтения России и Китая комплиментарны: если в России из свинины едят в основном шейку, окорок, корейку, ребра, то в Азии деликатесом являются ушки, ножки, хвосты, шкурки. Доход, получаемый с поставок в Китай, позволяет компаниям больше инвестировать в производство, в технологии, улучшая тем самым и внутренний продукт.
По итогам этого полугодия компания рассчитывает сделать порядка 5% выручки на китайском рынке, а в перспективе дорастить до 10%.
Мария Петрова, вице-президент по продажам Health & Nutrition (ранее Данон), поделилась тем, как, по ее словам, компании пришлось «от стратегии устойчивого развития перейти к стратегии скоропостижного выживания» после событий начала 2022 года. Компании пришлось в сжатые сроки найти альтернативу более 4000 ингредиентов, 73 000 уникальных запчастей, проработать изменения с сотнями поставщиков.
Сейчас категория молочной продукции растет, и компания H&N является драйвером этого роста.
Мария затронула и проблему кадров, разделив ее на две части: проблему с линейным персоналом и менеджерский состав. Дефицит чувствуется именно в линейном персонале, а менеджерский состав практически не поменялся.
Дмитрий Козлов также согласился с проблемой, связанной с текучкой линейного персонала. Одним из решений он назвал рост заработных плат, который за два года составил 45–50%. Не менее важной проблемой он назвал и проблему оснащения производства: сократился пул поставщиков, значительно увеличились сроки поставки оборудования.
Татьяна Смирнова отметила, что инвестиции в цифровизацию и автоматизация производства как раз и являются ответом на проблему дефицита линейного персонала. Решать проблему только рублем — это тупиковый путь, который загонит отрасль в невозможность дальнейших инвестиций. Поэтому отделы кадров вынуждены сейчас искать, чем можно удержать сотрудников.