Итоги пищевой отрасли России 2024 года и тенденции 2025

В сообществе WorldFood Connect прошел вебинар, где вместе с экспертами индустрии мы поговорили об итогах 2024 года в пищевой отрасли России и тенденциях ее развития в 2025

В мероприятии приняли участие:

Светлана Силенина, руководитель направления «Потребительские рынки» группы компаний INFOLine

Анастасия Сидорина, директор по работе с клиентами Института Человека РОМИР

Александра Кивич, руководитель сообщества WorldFood Connect

Онлайн-встречу открыло выступление Светланы Силениной, во время которого она рассказала о динамике пищевой промышленности, инвестиционной активности компаний и их внешнеэкономической деятельности, продовольственном ассортименте и ключевых трендах отрасли.

Говоря о динамике пищевой промышленности и производстве напитков, аналитик отметила ее замедление. По итогам 2024 г. рост производства продуктов питания составил 3,5%, напитков — 9,4%, а выпуск сельскохозяйственной продукции уменьшился на 3,2%. У рынка пищевой промышленности и АПК России есть большой экспортный потенциал. Кроме того, положительно на развитие отрасли влияет замещение зарубежных брендов и наличие сырьевой базы. Однако также существует ряд вызовов, с которыми индустрии приходится сталкиваться: нехватка кадров, сокращение населения, высокая зависимость от импорта и высокая стоимость заемных средств.

Что касается общественного питания, то в последние годы оно растет более динамично, чем розничная торговля. В 2024 г. рост общепита в физическом выражении составил 9%, продуктовой розницы — 6%, а в денежном выражении — 19,9% и 14,9% соответственно.

Динамика экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2024 г. немного замедлилась. За 10 месяцев 2024 г. она составила 35,2 млрд долл., в то время как за аналогичный период 2023 г. — 36 млрд долл. Импорт же незначительно вырос. Светлана Силенина подчеркнула, что 90% российского экспорта приходится на дружественные страны.

Отдельное внимание эксперт уделила трендам пищевой отрасли. Среди наиболее актуальных в 2024–2025 гг. были отмечены:

  • Брендозамещение
  • ЗОЖ-продукты
  • Продукты «без» (лактозы, глютена и т. д.)
  • Высокобелковые продукты
  • Мультивкус или мультитекстура
  • Порционность
  • Выход в новые категории
  • СТМ

Также в 2025 г. в пищевой промышленности продолжится процесс консолидации отрасли, СТМ в ритейле будет трансформироваться, количество эксклюзивных торговых марок увеличится, вырастет сегмент готовой еды и расширится портфель продуктов для сегмента HoReCa.

Продолжила вебинар Анастасия Сидорина, доклад которой был посвящен трансформации покупательской корзины через потребительские тренды. По словам эксперта, в 2024 г. рост покупательской уверенности вырос на 5%, в то время как в 2023 и 2022 гг. была отрицательная динамика: -1% и -8% соответственно. Это говорит о том, что россияне максимально адаптировались к текущей ситуации.

Тем не менее около 38% людей продолжают испытывать стресс. В тройку главных способов борьбы с ним входят прогулки, время с близкими и вкусная еда. Кроме того, в процессе оптимизации трат российские граждане демонстрируют низкую готовность отказа от продуктов питания, в частности от фруктов, кофе, сладостей, витаминов и БАДов, детского питания. В среднем траты россиян на продуктовую корзину в 2024 г. выросли на 23%. Доля трат на Food FMCG среди всех трат в кошельке составила 32%.

Среди категорий-драйверов роста FMCG Анастасия Сидорина выделила свежие мясо и птицу, овощи и фрукты, напитки и бьюти. Кроме того, активно растет с точки зрения продаж категория «Готовая еда». В 2024 г. ее объем в денежном выражении вырос на 30%, а в натуральном — на 12%.

Также свои позиции усиливает HoReCa. Доля этого сегмента в кошельке покупателя от всей категории FMCG Food составила 6%, а среднемесячные траты на HoReCa увеличились на 709 руб.

Подводя итоги, аналитик подчеркнула, что в число основных потребительских ценностей, которые уже формируют завтрашний рынок, входит ценность денег и рациональных трат, ценность удобства, а также удовольствия.

В завершение вебинара Александра Кивич представила результаты масштабного совместного исследования сообщества WorldFood Connect и информационно-консалтингового агентства INFOLine, в котором приняли участие около 400 производителей продуктов питания и напитков. По данным проведенного опроса, большинство респондентов (34%) оценили итоги продаж своей компании в 2024 г. в +10-25%. Такая же доля ответивших ожидает точно такого же роста в 10-25% в 2025 г.

В прошлом году больше всего компании инвестировали в увеличение мощностей, вывод новых брендов и укрепление уже имеющихся. Кроме того, значительная доля инвестиций была направлена на оптимизацию процессов и кадровые работы, с целью повышения лояльности внутреннего клиента и последующего увеличения мощностей и производительности.

В исследовании также представлена информация об экспорте продукции и географии экспорта, ограничениях, с которыми сталкиваются производители в экспортном направлении, трендах в обновлении ассортимента и тенденциях развития пищевой отрасли, факторах, оказывающих позитивное влияние на текущее состояние рынка, и многом другом.

Если вы хотите ознакомиться с подробными результатами исследования, итогами пищевой отрасли России за 2024 год и тенденциями ее развития в 2025, смотрите запись вебинара в сообществе WorldFood Connect

СМОТРЕТЬ ВЕБИНАР