Российский продовольственный рынок: итоги 2024 и прогнозы на 2025

Подводим предварительные итоги 2024 года и оцениваем, какая ситуация на российском рынке продуктов питания сложится в этом году

Аналитические данные по итогам 2024 года на продовольственном рынке России только начинают появляться, но уже сейчас можно сделать предварительные выводы и дать прогнозы, как будет развиваться отрасль в 2025 году.

выставка продуктов
продовольственная выставка

Производство и продажи продуктов питания

В 2024 г. производство продуктов питания развивалось разнонаправленно от категории к категории. Например, выпуск мяса, растительных масел, сахара, кондитерских изделий, безалкогольных напитков увеличился, а производство хлебобулочных изделий уменьшилось. Согласно оценке информационно-аналитического агентства INFOLine, по итогам прошедшего года динамика производства продуктов питания в сопоставимых ценах выросла на 4–5%, а динамика выпуска напитков — на 6–7%.

Что касается розничного продовольственного рынка, то в 2023 г. он восстановился и увеличился на 4% после снижения потребления продуктов питания в 2022 г. на 2%. По предварительным оценкам Федеральной службы государственной статистики (ФСГС), по итогам 2024 г. физические объемы продаж продуктов выросли на 4–6%.

Среди основных вызовов, с которыми ритейлу пришлось столкнуться в 2024 г., председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев выделил рост издержек по всей товаропроводящей цепочке, включая выросшие расходы на логистику и транзакции, дефицит кадров и усиление регулирования. А главными драйверами роста стали онлайн-сервисы, расширение ассортимента (например, за счет локальных производителей), новые форматы (самый динамично развивающийся на сегодня — небольшие «магазины у дома») и СТМ.

Кроме того, в прошлом году продолжился процесс замещения ушедших международных брендов локальными производителями. Только за первое полугодие 2024 г. на российском рынке появились свыше 3 300 новых брендов. По данным АКОРТ, доля российских продуктов питания сегодня составляет от 80% до 99% в зависимости от категории. По сути, Россия полностью обеспечивает себя продуктами питания. К примеру, растительным маслом страна снабжена на текущий момент на 226,9%, рыбой — на 163,7%, сахаром — на 108,5%, мясом — на 100,5%, молочными продуктами — на 85,9%.

Конкуренция производителей с СТМ

Вместо международных брендов, ушедших с рынка, конкуренцию отечественным производителям продуктов питания теперь составляют СТМ торговых сетей. По словам директора по аналитике и консалтингу агентства «Нильсен» Марины Волковой, темпы роста частной марки в продовольственных товарах опережают рост брендов, а рост СТМ обусловлен во многом запуском новинок.

За пять лет доля СТМ в FMCG-ритейле увеличилась в два раза. Как сообщает ТАСС, в начале 2024 г. она превышала 10%, а по итогам года доля СТМ в продажах у продовольственных ритейлеров достигла 22%. Кроме того, сегодня частные марки можно найти уже не только в бюджетном сегменте, но и в категории премиум. При этом при покупке частных марок средний чек растет на 32%.

Продукты питания — номер один в онлайн-продажах

Одной из главных тенденций развития e-com в 2024 г. стал рост продаж продуктов питания. Впервые эта категория вышла на первое место в онлайне и составила 16,7% от общего объема в e-com. По словам председателя президиума АКОРТ Игоря Караваева, онлайн-продажи продовольственных ритейлеров—членов АКОРТ увеличились в среднем на 40% в 2024 г. По данным СберИндекса, такие категории как «Доставка продуктов питания» и «Готовая еда» выросли на 40 и 30%, соответственно.

Несмотря на то, что в общем объеме розничной торговли доля интернет-продаж в 2024 г. составляла только 15,4%, эксперты Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) считают, что доля онлайн-ритейла будет расти и по итогам 2025 г. может занять около 18%. По данным опроса 100 СЕО и топ-менеджеров крупнейших российских компаний на рынке FMCG, который ежегодно проводит компания «Нильсен», в 2025 г. 56% производителей будут фокусироваться на интернет-торговле, и 48% руководителей розничных сетей планируют увеличивать продажи через свои онлайн-магазины, что почти в 3 раза больше, чем по результатам опроса 2023 г.

А что с ценами?

В 2025 г. продовольственный рынок столкнется с уровнем инфляции, который превысит средние показатели по экономике. В этой связи, по прогнозам экспертов, рост цен на продукты питания составит 8–12% по сравнению с прошлым годом.

Например, цены на молочные продукты увеличатся на 10–15%, что связано с увеличением затрат на производство и возможным дефицитом определенных видов молока на рынке. Рост цен на мясные продукты составит 12% и будет обусловлен ростом цен на корма, а также изменениями в спросе и предложении. Наибольший рост цен ожидается в сегменте фруктов и овощей — на 15–20%. К примеру, цена картофеля может составить 40 рублей за килограмм, а помидоров — 150 рублей. Особенно это касается сезонных фруктов и овощей, поскольку с приближением весенне-летнего сезона спрос на свежие овощи и фрукты возрастает, но многие продукты зависят от погодных условий и урожайности.

продуктовая выставка
выставка продуктов питания

В данной ситуации бизнесу нужно адаптироваться к изменяющимся условиям рынка, искать новые пути оптимизации затрат и повышения конкурентоспособности. Чтобы всего за 4 дня комплексно решить бизнес-задачи своей компании, приглашаем принять участие в 34-й Международной осенней выставке продуктов питания WorldFood Moscow!

Выставка WorldFood Moscow 2025 состоится 16–19 сентября в МВЦ «Крокус Экспо» (павильон 3, залы 14 и 15)

ЗАБРОНИРОВАТЬ СТЕНД

*Источники: infoline.spb.ru, retail.ru, nielseniq.com, sber.pro, dairynews.ru.