ВЫСТАВКА WORLDFOOD MOSCOW 2021: ИТОГИ ПЕРВОГО ДНЯ
Более 600 участников из 30 стран мира и 59 регионов России представили широкий ассортимент продовольственной продукции в 15 продуктовых категориях
Свыше 110 компаний принимают участие в WorldFood Moscow 2021 впервые. Кроме того, на выставке представлено 15 национальных павильонов (зал 14) и 40 региональных экспозиций (зал 15).
В первый день выставки WorldFood Moscow 2021 посетителей ожидала насыщенная и разнообразная деловая программа.
Форум лидеров продовольственного бизнеса
Аналитическая сессия
Форум лидеров продовольственного бизнеса стартовал с аналитической сессии, в которой приняли участие представители информационных и аналитических агентств. Модератором всех мероприятий Форума выступил Кирилл Терещенко, генеральный директор компании «КОТАНИ».
Мероприятие открыло выступление Светланы Бобровой, директора по развитию аналитической компании Nielsen IQ. Спикер подчеркнула, что потребители по-прежнему переживают насчет своего здоровья, а также обращают внимание на рост цен FMCG. По шкале от 0 до 200 индекс потребительского оптимиз ма россиянина находится на отметке 90. «Это означает, что есть определенная осторожность, которая сдерживает потребителей от более активных действий, активных трат», —заявила Светлана Боброва.
Согласно данным компании Nielsen IQ, большинство потребителей взяли под контроль свои расходы. 53% потребителей стали новыми экономными, в то время как доля беззаботных потребителей составила 10%. В своем выступлении Светлана Боброва отметила, что 71% руководителей FMCG-бизнеса считают снижение доходов покупателей основным риском для бизнеса в перспективе трех лет.
Среди других тенденций, наблюдающихся на рынке ритейла, спикер выделила рост значимости дискаунтеров, переключение покупателей на покупку СТМ в целях экономии, а также увеличение онлайн-продаж. Опросы говорят о том, что 27% покупателей во всем мире совершили онлайн-покупку FMCG впервые из-за пандемии. По доле онлайн-продаж Россия находится в тройке лидеров: ее опережают лишь Великобритания и Франция. Кроме того, средние темпы роста онлайн-продаж «ультрафреш» категорий в России составили 160%.
Традиционно на аналитической сессии выступил Иван Федяков, генеральный директор информационного агентства INFOLine. Спикер заметил, что после четырех кварталов снижения товарооборота, во втором квартале 2021 года наблюдается рост, однако пока он не может покрыть падение прошлого года.
Крайне непростая ситуация наблюдается в финансовом состоянии домохозяйств. Реальные денежные доходы российских потребителей стали антирекордом для XXI века. Накопления граждан растут, но вместе с ними растут и кредитные обязательства. Иван Федяков подчеркнул, что только за август 2021 года было выдано более 1 млн кредитных карт.
Иван Федяков обратил внимание также на такие тенденции, как активность открытия новых магазинов и расширение торговой площади, создание «жестких дискаунтеров» крупными сетями, а также развитие формата «гипермаркет».
В заключительной части сессии выступила Екатерина Третьякова, аналитик отдела продуктов питания Euromonitor International. По данным агентства, в 2020 году прирост розничного рынка готовой еды составил 10%, а драйверами роста отрасли являются наборы еды для ужина (14%) и охлажденные блюда (5%). Что касается российского рынка, то он в основном состоит из замороженных блюд. Екатерина Третьякова также заметила, что в будущем на рынке готовой еды сохранится тренд на здоровое питание, развитие фудтеха и осуществление коллабораций.
Пленарная дискуссия лидеров продовольственного ритейла. Как меняют ритейл в России лидеры рынка?
Одним из ключевых мероприятий деловой программы выставки WorldFood Moscow 2021 стала пленарная дискуссия лидеров продовольственного ритейла на тему «Как меняют ритейл в России лидеры рынка?». Традиционно дискуссия была построена в формате вопросов и ответов.
Анастасия Волохова, директор по стратегии и трансформации сети гипермаркетов «ЛЕНТА», отметила, что если ранее крупные сети конкурировали друг с другом, то сегодня — «с другими форматами: с онлайн-сервисами, магазинами у дома».
Евгений Римский, управляющий директор по качеству и закупкам сети супермаркетов «ВкусВилл», считает, что ослабление ограничений не приведет к снижению темпов роста онлайна. «Доля на ТОП-5 игроков будет выше 30%. В офлайне существенных изменений не ожидаем», — отметил Евгений Римский.
По мнению Сергея Леонова, сооснователя Альянса Региональных Ритейлеров и генерального директора сети «Хороший выбор», рост онлайн-формата будет сдерживать несовершенная логистическая инфраструктура, и лидерами в онлайне станут офлайн-сети. Отвечая на вопрос о возможных сделках M&A, спикер заявил: «Сегодня хорошо покупать не набор магазинов, а компетенцию или долю на рынке».
Ольга Наумова, генеральный директор альянса «Восточный союз», считает, что классический жесткий дискаунтер должен работать с большой долей качественных и адекватных по цене частных марок. «Своим предложением более рациональных магазинов мы отвечаем на давно сформированный запрос покупателя», — заметила Ольга Наумова.
Генеральный директор сети «Перекрёсток» Владислав Курбатов в своем выступлении подчеркнул, что покупатели стали меньше передвигаться и теперь ходят в магазины, которые находятся рядом. «Покупатель старается остаться в своей ценовой нише: покупает другие марки, но по той же цене», — добавил Владислав Курбатов.
Говоря о ценовом факторе, Алексей Григорьев, глава московского представительства сети METRO, также подчеркнул, что цена по-прежнему чрезвычайно важна для потребителя. «Меняется не объем, а структура потребления, покупатель переходит на более простые продукты, но количество калорий сохраняется», — считает Алексей Григорьев.
Интервью на сцене
В рамках Форума лидеров продовольственного бизнеса состоялось интервью на сцене с Сергеем Гончаровым, генеральным директором торговой сети «Пятёрочки».
Во время интервью Сергей Гончаров подчеркнул, что перед тем, как внедрить какие-либо обновления в работу сети, проводятся десятки пилотных проектов. Одним из последних стал эксперимент с ношением костюма симуляции возраста GERT. После его завершения было принято решение по увеличению размеров ценников, чтобы сделать их более доступными для людей с проблемами зрения. Кроме того, обсуждается вопрос переноса товаров из низкого ценового сегмента с нижних полок на верхние.
Отвечая на вопрос о будущем здоровом балансе между онлайном и оффлайном в ритейле, Сергей Гончаров заявил: «Баланс будет определяться не нами, а потребностями наших гостей и качеством, которое мы предлагаем с точки зрения доставки». Генеральный директор «Пятёрочки» особо отметил, что в данном вопросе важны эффективность и качество.
WorldFood Ритейл Академия
Конференция «Свежие овощи-фрукты: как развивать категорию»
В первый день выставки WorldFood Moscow 2021 на площадке WorldFood Ритейл Академии состоялись две конференции, которые модерировала Наталья Марова, руководитель проекта Retail.ru.
На конференции «Свежие овощи-фрукты: как развивать категорию» эксперты аналитических компаний и представители торговых сетей поделились своим опытом работы с фруктово-овощным сегментом рынка и озвучили ключевые цифры по данному направлению за последние полтора года, ознаменовавшиеся большим числом неожиданных изменений, связанных с пандемией.
Меланья Саакян, старший исследователь потребительской панели GfK Rus, представила доклад, посвященный обзору потребительских трендов в категории фруктов и овощей. Рынок FMCG за последний год вырос на 3%, его товарооборот составил около 10 трлн рублей. По сравнению с предыдущими годами рост замедлился, однако позитивная динамика сохраняется. Основным фактором развития рынка сейчас является средний чек (+8,6%), так как пандемийные ограничения до сих пор продолжают влиять на частоту покупок. Торговые сети переходят на собственные торговые марки и привлекают премиальные сегменты. На 14% по всей России выросла доля фруктов и овощей в общем продуктовом товарообороте – этот сегмент показал самый большой рост на данном рынке.
Ведущий консультант по продажам центра «Ясные решения» Николай Холодилин дополнил озвученную статистику показателями продаж и оценками потенциального роста рынка. По данным центра, овощи и бахчевые в данный момент продаются в объемах 15-17 млн тонн в год. К 2025 году ожидается не очень большой рост данного сегмента – на 10%, до 17-18 млн тонн в год.
Илья Головизнин, ведущий категорийный менеджер УТКОНОС Онлайн, рассказал о том, почему клиенты активно приходят в сегмент e-commerce и как компания работает с возросшей аудиторией. Онлайн-продажи стали самым активно развивающимся сегментов продуктового рынка за последние полтора года. Рынок очень активно реагировал на ситуацию с пандемией, в связи с чем пик заказов свежих фруктов и овощей пришелся на 11 неделю 2020 года, после чего произошел переток на сухие и замороженные продукты.
Антон Ченаш, директор московского подразделения АйБаРус, отметил, что на рынке существует очень глубокое взаимодействие между торговыми сетями и компаниями-поставщиками, которое не позволяет говорить о кризисе дистрибьюции. Развиваются логистические сети по всей стране, создаются новые проекты в сотрудничестве с клиентами, в том числе инициативы по увеличению экологичности упаковки.
Лидер клиентского пути по категории «Овощи-фрукты» сети «ВкусВилл» Олеся Жукова в своем докладе рассмотрела концепцию клиентского подхода к категории овощей и фруктов. «Самое главное — вкус и состав, безопасность продукта. Основной аудиторией сектора являются родители, которые не должны бояться давать продукты сети своим детям», — подчеркнула в своем выступлении Олеся Жукова.
Илгиз Хасянов, заместитель председателя правления Башпотребсоюза (Центросоюз), рассказал о работе продовольственной кооперации в Республике Башкортостан, сотрудничестве с локальными торговыми сетями и планах дальнейшего развития.
Игорь Миленкович, генеральный директор «Делта Фрукт», представил информацию о компании, в которую входит в том числе собственное производство овощей и фруктов, а также аграрная биржа. Выступление Игоря Миленковича дополнила Елена Иноземцева, операционный директор «Делта Фрукт», которая рассказала о стратегии компании и способах продвижения продукции.
Конференция «Фирменная и специализированная розница: как производителю развивать сеть и укреплять бренд?»
Конференция «Фирменная и специализированная розница: как производителю развивать сеть и укреплять бренд?» стала заключительным мероприятием первого дня WorldFood Ритейл Академии.
Открыл мероприятие Иван Федяков. Он выступил с подробным аналитическим докладом о трендах потребительского рынка в сфере FMCG-ритейла. Данные показывают, что кризисы 2008 и 2014 годов хорошо подготовили рынок к любым потрясениям, благодаря чему после резкого падения, связанного с началом пандемии, последовал столь же резкий скачок в прибыли. Однако, этот рост во многом связан с падением объемов продаж, и рост рынка на данный момент обеспечивается в первую очередь увеличением цен.
Андрей Сущенко, владелец и генеральный директор «Хлебной мануфактуры», рассказал об истории компании и взаимодействии с торговыми точками. Спикер особо подчеркнул, что в 2021 году выручка ручного хлеба сравнялась с индустриальным хлебом.
Доклад Александра Крупецков а, основателя и генерального директора торговой сети «Сырный Сомелье», был посвящен работе компании в условиях сохранения санкций.
Директор по маркетингу ТС «Кантата» Катерина Кришвалова поделилась секретами построения успешного бренда. Согласно опыту спикера, при разработке бренда необходимо четко формулировать его позиционирование и четко представлять, с чем он должен ассоциироваться. Важно использовать голос клиента как главный источник информации: «Предлагайте вашим потребителям участвовать в формировании ассортимента и оставлять обратную связь о свежих товарах и услугах, а также о сервисах и позициях, которые они хотели бы видеть в вашем магазине. Постоянно анализируйте ассортимент, ищите предложения от лучших поставщиков и заменяйте невостребованную продукцию».
Немаловажную роль в обеспечении успеха бизнеса играет оптимизация рабочих процессов, которая позволяет направить больше усилий на создание качественной стратегии работы с покупателями. Эксперт фирмы «1С» Валерия Молоканова дала несколько советов по запуску автоматизации: необходимо проявлять осознанность при выборе системы для своего бизнеса, учитывать степень централизации, существующей в компании, полностью понимать текущие потребности и проблемы бизнеса и иметь готовность менять устоявшиеся рабочие процессы.
Автоматизация может найти применение на широком количестве этапов, включая работу с ассортиментом, программами лояльности, маркировкой товаров и многими другими сферами. Применение оптимизированных решений может упростить также и некоторые фундамнетальные вопросы, связанные с построением фирменного ритейла. Вероника Глебова, руководитель коммерческого отдела Profindustry, представила решение для работы с наличностью Moniron Cash Connect. Технология напрямую связывает кассу розничной точки с банком, что увеличивает безопасность операций, связанных с учетом и ведением операций с наличными средствами, которые продолжают оставаться одним из важнейших видом финансовых взаимоотношений между торговой точкой и клиентом.
Герман Галанов, бренд-менеджер торговой сети «Окраина», заметил, что многие производители уходят из гипермаректов и маркетплейсов для создания собственных ритейл-бизнесов. Эксперт также выразил мнение, что «будущее — за интернетом вещей и технологиями автоматического заказа недостающих продуктов».
Руководитель JosDeVries The Retail Company Russia Ирина Болотова в завершение сессии затронула вопросы визуальной подачи бренда и текущих потребительских трендов. Там, где раньше между торговыми точками шла битва за доступность товаров, сейчас идет битва за симпатию аудитории как основной гарант привлечения клиентов. В этом могут помочь как удобство сервиса и качество продуктов, так и дизайн бизнеса. Внешнее оформление торговой площади помогает создать первое впечатление, которое формируется у потребителя в первые несколько секунд после его входа в торговый зал. Красивый интерьер поможет донести идею бренда и выгодно подчеркнуть продукцию, формируя устойчивые ассоциации, связанные с доверием покупателя и его желанием возвращаться в этот магазин.