ИТОГИ ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ И РИТЕЙЛА
Участники продовольственного рынка объединились на масштабной онлайн-конференции «Food & Retail: перспективы и возможности»
В условиях существующих ограничений рынок продовольственных товаров переживает существенную трансформацию. Этот процесс затрагивает всех участников цепочки поставок: сельхоз- и товаропроизводителей, переработчиков, производителей упаковки и ритейлеров.
На фоне текущей ситуации команды выставки WorldFood Moscow и Veg-Life expo объединились и организовали 31 марта масштабную онлайн-конференцию для производителей продуктов питания и ритейлеров на тему «Food & Retail: перспективы и возможности». Эксперты рынка продовольственных товаров обсудили, в каком направлении в текущих условиях необходимо развиваться, какие новые форматы продаж сейчас существуют и как изменились предпочтения потребителя за последний месяц.
Слушателями вебинара стали 963 человека из 25 стран. При этом общее число регистраций на онлайн-встречу составило порядка 1500.
Модерировали конференцию директор выставки WorldFood Moscow Александр Ежов, организатор выставки Veg Life Expo Игорь Жукарев и Елена Воронцова, руководитель направления ЗОЖ и Эко торговой сети «Перекрёсток» (входит в Х5 Group).
Во время приветственного слова модераторы подчеркнули, что ключевые задачи онлайн-встречи заключаются в том, чтобы сплотить всех участников продовольственного рынка и ритейла, а также оказать поддержку на новом этапе развития отрасли.
Блок докладов открыла Елена Самодурова, директор департамента потребительской панели GFK. Спикер подробно осветила вопрос кризисного поведения покупателей в марте 2022 года и отметила, что такой быстрой реакции на кризис со стороны покупателей в предыдущие годы не наблюдалось.
В первую неделю марта 2022 года продажи FMCG в денежном выражении были на 20% больше в сравнении с первой неделей февраля. При этом на третьей неделе марта покупатели приобретают продукты питания уже менее активно. Наиболее стремительно растут продажи бакалейных товаров (+27%) и безалкогольных напитков (+38%). Потребители чаще покупают соль, сухие кулинарные добавки, муку, крупы, зерновой, молотый и растворимый кофе, шоколадные и энергетические напитки.
Елена также рассказала о категории «кризисных маркеров», отношении к зарубежным маркам, трех «кризисных типах» покупателей и основных особенностях текущей ситуации. По мнению спикера, у СТМ сейчас есть хороший потенциал для роста.
Заместитель председателя правления Руспродсоюза Дмитрий Леонов поделился своим взглядом на то, как найти эффективную модель в текущих условиях рынка, а также подробно рассказал о том, с какой бизнес-моделью могут вырасти компании. Эксперт считает, что в кризисное время необходимо полагаться на стратегию клиента. Однако, прежде чем создавать собственную стратегию, необходимо понаблюдать, как ведет себя рынок.
Александр Коваленко, директор по развитию собственных торговых марок торговой сети «Перекрёсток», выступил с докладом на тему «СТМ: тандем производителя и торговой сети во имя потребителя». Спикер отметил, что ситуация по СТМ кардинально не изменилась: рост спроса наблюдался уже довольно давно, был стабильным и продолжит стремительно расти. Ключом к успеху в текущих условиях, по мнению Александра, является постоянная высокая доступность товара на полках, и СТМ эту задачу успешно решает. Помимо доступности, необходимо обратить внимание на увеличение доли локальных поставщиков, фокус в коммуникации на качество товаров и активную взаимную обратную связь.
Евгений Чечеткин, директор по развитию омниканального бизнеса торговой сети «Перекрёсток» (формат «Быстро»), рассказал об опыте доставки ритейлера и возможностях, существующих для поставщиков в онлайн-канале сбыта. Среди опций, которые «Перекрёсток» предоставляет своим поставщикам: продвижение через категорийное дерево, промо-инструменты и ассортимент, а также усиление офферов и персонализация с помощью настройки промокодов.
Директор цепи поставок торговой сети «Перекрёсток» Наталья Грехова в своем выступлении подчеркнула, что в кризисное время приоритет всегда смещается в область цепочек поставок и логистики: «Цепь поставок можно сравнить с кровеносной системой организма человека: можно сколь угодно качать разные мышцы, но если кровь перестает поступать к важным органам, то человек начинает себя чувствовать п лохо. Примерно так же и с компаниями: если в цепи поставок начинается сбой и снабжение нарушено, в этом случае жизненно важные процессы в любой компании по аналогии нарушаются».
В числе приоритетов торговой сети, как отметила Наталья, доступность продуктов на полке, а также открытость и эффективное партнерство в области цепи поставок с поставщиками.
Александра Гудимова, директор Bionova, НоваПродукт, поделилась информацией о том, как изменилась ситуация с обеспечением сырья в сегменте здоровых продуктов и бакалеи. Спикер отметила, что в текущих условиях компания ищет новых поставщиков ингредиентов, а также компонентов для производства упаковки, изучает новые логистические цепочки и активно прорабатывает вопрос цены. Ожидается, что переход на новые цепочки поставок займет около 2–3 месяцев.
Генеральный директор Moloko Group Илья Рагозин считает, что надо переходить на отечественных поставщиков тары и упаковки. Цены на молоко торговой марки вырастут некритично благодаря собственному производству. По словам эксперта, в компании работают над собственной розницей и развитием отношений с тремя основными партнерами.
Завершило онлайн-конференцию выступление Сергея Роскошного, директора отраслевых продаж (сегмент «Упаковка», ООО «СИБУР»). Спикер рассказал о текущих вызовах и новых решениях в упаковке и подчеркнул, что российский рынок был и остается приоритетным для компании. Цепочки производства сохраняются в России. Кроме того, «СИБУР» оказывает помощь производителям в подборе локальных марок в качестве альтернативы импортному сырью и в обеспечении всеми необходимыми для производства ингредиентами.
Онлайн-конференция прошла при поддержке Академии Ритейла, Руспродсоюза, BBCG и портала Retail.ru.