Цифры, факты и тренды по продовольственному рынку

В рамках аналитической сессии на WorldFood Moscow 2022 ведущие эксперты продовольственной отрасли представили актуальные данные по рынку​

Деловая программа выставки WorldFood Moscow 2022 традиционно открылась сессий, посвященной аналитике продовольственного рынка. Модератором мероприятия выступил Кирилл Терещенко, генеральный директор компании «Котани Россия и СНГ».

В сессии приняли участие:

  • Никита Кузнецов, директор департамента развития внутренней торговли, Министерство промышленности и торговли РФ;
  • Светлана Боброва, директор по развитию бизнеса, «NielsenIQ»;
  • Наталья Загвоздина, старший управляющий директор, Аналитическое управление ПАО «Сбербанк»;
  • Иван Федяков, генеральный директор, «INFOLine»;
  • Юлия Михалёва, заместитель руководителя, АНО «Российская система качества».

За последние полгода в отрасли произошло действительно много изменений. О том, что именно происходит на рынке рассказал в своем аналитическом докладе Иван Федяков, генеральный директор агентства INFOLine.

Кирилл Терещенко
Наталья Загвоздина
Никита Кузнецов

Из ключевых макроэкономических факторов, влияющих на отрасль, Иван выделил:

  • серьезное колебание национальной валюты;
  • инфляцию;
  • снижение доходов и системные проблемы на рынке труда;
  • ужесточение денежно-кредитной политики.

Что касается числа потребителей, то в этот период впервые стала наблюдаться отрицательная динамика: миграция за первую половину 2022 года снизилась на 100 тыс. человек. При этом показатель смертности в России все так же превышает показатель рождаемости, что приводит к снижению естественной динамики на 380 тыс. человек. С учетом потери 1 млн населения в 2021 году, всего за полтора года сокращение произошло на 1,5 млн.

В целом потребительский рынок все еще не вернулся к докризисным показателям, существовавшим до 2014 года. Категория продуктов, как та сфера жизни, от которой сложнее всего отказаться, пострадала меньше остальных. Это прямое следствие снижения доходов населения, при этом роста не прогнозируется: по данным INFOLine, к концу года снижение сохранится на уровне 3–4%. Все это в совокупности веден к росту расслоения доходов населения и к росту категории «Ниже прожиточного минимума» (25%).

В розничных сетях тенденцией последних лет остается консолидация рынка: если в 2013 году доля 10 крупнейших игроков составляла 22%, то в 2022 году этот показатель уже составляет 37%. А в ближайший год этот показатель увеличится еще на 2%. Но в самой структуре лидеров произошли изменения: после феноменального роста «Светофор» сместился на 3 место, а первые два места по динамике роста заняли вновь «Магнит» и X5.

Важно, что компании не прекратили свою инвестиционную деятельность: почти 1 млн кв. м новых площадей было открыто за прошедшее полугодие. Но по всему списку ТОП-компаний динамика неоднозначная: из списка ТОП-50 20 компаний не открывали новые магазины, и их рост выручки случился благодаря онлайну.

Деловая программа выставки WorldFood Moscow 2022
Деловая программа выставки WorldFood Moscow 2022
Деловая программа выставки WorldFood Moscow 2022

Тему анализа изменений по итогам прошедшего полугодия продолжила Светлана Боброва, директор по развитию бизнеса в «NielsenIQ».

В попытке дать хоть какой-то прогноз на будущее, Светлана проанализировала каждую из составляющих формулы продаж: количество точек Х ассортимент (SKU) Х цена Х спрос.

По количеству точек наблюдается положительная динамика: после коронокризиса, когда вынужденно закрылись многие магазины, сейчас мы наблюдаем восстановление. Больше всего новых магазинов открывается в формате минимаркетов, супермаркетов и магазинов у дома.

В ассортименте основные изменения связаны с уходом зарубежных брендов с российского рынка. Рост показали категории кондитерских изделий и премиального алкоголя, а вот остальные категории сократили ассортимент. При этом главные источники новых SKU — СТМ и региональные бренды — не компенсируют падение ассортимента.

Вклад в прирост цен дали повышение регулярной цены (54% категорий) и снижение объема промо (46% категорий).

Последний элемент формулы — спрос — сокращается под давлением нарастающей инфляции. Таким образом, прогноз на будущий год остается отрицательным.

О том, какие изменения происходят сейчас с потребителем рассказала Наталья Загвоздина, старший управляющий директор Аналитического управления ПАО «Сбербанк».

Наталья с самого начала внесла немного оптимизма, назвав ситуацию не самой радужной, но, тем не менее, далекой от кризиса. По озвученным ею прогнозам, в 2022 году ожидается падение ВВП на 5%, а в 2023 — на 1%. Прогноз по безработице — 4,2%, падению доходов — 2–3%.

При этом тенденция экономии со стороны потребителя продолжается: больше всего сократились расходы на развлечения и посещение ресторанов.

С последней презентацией об ожиданиях потребителя выступила Юлия Михалёва, заместитель руководителя, АНО «Российская система качества». По ее данным, 48% потребителей считают, что отечественные производители смогут заменить ушедшие с рынка бренды по большинству позиций, а 20% считают, что смогут заменить полностью.

Что касается временного прогноза по стабилизации ситуации, то потребители оценивают его в год и более.

Из самых важных факторов выбора продуктов Юлия назвала цену, уверенность в качестве, натуральность состава, а также промо. А вот фактор локальности производителя и уникальность на выбор не влияют.

Сессии WorldFood Moscow
Спикеры WorldFood Moscow

Если вы хотите получить полную запись аналитической сессии, подпишитесь на WorldFood Moscow

ПОДПИСАТЬСЯ