Тренды потребительского поведения на рынке продуктов питания в 2023–2024 годах
На выставке WorldFood Moscow 2023 обсудили как общие тренды потребительского поведения, так и отдельные тенденции в сегменте ЗОЖ
Сегодня на площадке WorldFood Ритейл Академии прошла конференция «Тренды и драйверы роста 2023–2024: фреш и готовая еда. Ультра ниши: ЗОЖ, фермерство, органик. Возможности для производителя и дифференциатор для ритейлера». Модерировала мероприятие Елена Воронцова, основатель компании FoodRetail Club.
В конференции приняли участие: Анна Уварова, директор по развитию бизнеса IPSOS; Илья Елпанов, основатель сервиса доставки фермерских продуктов «Ешь Деревенское»; Антон Козлов, основатель онлайн-экомаркета 4fresh; Анна Тищенко, практикующий бизнес-тренер, консультант, ведущий аналитик категорийного менеджмента, эксперт в области розничных технологий, партнер, Retail TECH Net; Анна Белая, директор по продукту Beauty Bite (ex-top Азбука вкуса, Био-Маркет, Детский мир, Город-сад); Игорь Минкевич, сооснователь ЗОЖ бренда re-feel и коммуникационного агентства SETTERS; Екатерина Калинина, руководитель категории «Кондитерские изделия» розничной сети «Магнит»; Алина Юхневич, руководитель устойчивого развития торговой сети «Пятерочка».
Одной из ключевых тем встречи стали тренды. Так, Анна Уварова рассказала о трендах потребительского поведения в нескольких областях: в покупках, питании, адаптации и коммуникации.
Покупки:
- Рост покупок в социальных сетях. За последние три года очень сильно развился онлайн-канал, усилилось доверие к маркетплейсам. 28% зумеров говорят о том, что они прислушиваются к блогерам и инфлюенсерам.
- Сберегательный шоппинг. Растут жесткие дискаунтеры. Люди стараются покупать более дешевые марки, экономить на том, что не составляет основу их рациона.
- Более технологичный ритейл. Технологии в покупках становятся при вычными для покупателя. Но нужно работать над улучшением клиентского опыта. Кроме того, недооценен потенциал голосового шоппинга.
- Усиление робинзонизации общества. Растет доля домохозяйств, состоящих из 1–2 человек, которые употребляют разную еду. Поэтому необходимо производство разнообразных продуктов в небольших упаковках.
Питание:
- Здоровое питание находит свою аудиторию, но не становится массовым. Люди заедают стресс и понимают, что питаются менее полезно, чем могли бы. Потребитель хочет получать удовольствие от жизни здесь и сейчас и ищет его в еде.
- Мягкие ограничения в питании привлекают сильнее. Люди не готовы отказываться от вкусной любимой еды.
- Интерес к «зеленым» альтернативам мясу снижается. Старшему поколению сложно изменить свои привычки, а молодому не хватает разнообразия, уверенности в составе и поддержки близких.
- Влияние Азии. Дорамы способствуют распространению корейской кухни в России. Запрос «корейская кухня» в Яндексе популярнее запроса «азиатская кухня», хотя она включает в себя в том числе и корейскую.
Адаптация:
- Стратегия замещения. Люди ищут замену ушедшим брендам.
- Стратегия лояльности. Потребитель продолжает покупать ушедшие бренды.
- Стратегия отказа. Покупатель полностью отказывается от покупки ушедших брендов.
Коммуникации:
- «Немодельные» образы в рекламе нравятся молодежи, но меньше привлекают старшее поколения. Последние не хотят видеть в рекламе пожилых людей.
- Снизилось количество тех, кого раздражает реклама, и тех, кто ей не доверяет. Сейчас людям нужна реклама, основанная на реальных событиях.
- Купи в игре — получи офлайн. 22% готовы заказать продукты и блюда в компьютерных играх и получить их офлайн.
О трендах именно в ЗОЖ категории рассказала Елена Воронцова. Эксперт выделила следующие потенциальные ниши и тенденции: производство продуктов малого веса в небольшой упаковке, family size в эконом-сегменте, СТМ, уникальность и локализм, кастомизация и индивидуальный подход, формат продуктов для детей в школу и «на бегу», готовая или почти готовая еда, эко-продукция и устойчивые бренды, органика и фермерство.
Разговор о трендах в ЗОЖ сегменте продолжила Анна Белая. Во время своего выступления она обозначила тенденции, наблюдающиеся в этой категории:
- Финики и сухофрукты — уходящий тренд. Сейчас больше внимания обращают на семена и орехи.
- Потребитель проверяет, действительно ли продукция не содержит сахар (в том числе фруктозу), если так заявлено на упаковке.
- Употребление протеина как в качестве самостоятельного продукта, так в качестве добавленного в состав другого продукта.
- Рост популярности коллагена (морского, говяжьего, куриного), МСТ, правильных жиров, а также продукции без ингредиентов, содержащих глютен.
- Актуальны готовые и быстрые решения. Потребитель предпочитает порционные продукты и продукцию в формате ready to go.
- Дизайн и название продукта должно быть эстетически красивым и современным.
- Продукт должен быть функциональным и инновационным по составу.