ЗОЖ, органик и еда будущего
На выставке WorldFood Moscow 2022 традиционно состоялась конференция на тему «ЗОЖ, органик и еда будущего»
Уже несколько лет подряд конференция, посвященная здоровому питанию и органике, становится самым посещаемым и популярным мероприятием деловой программы WorldFood Moscow. В этом году на конференции были представлены успешные бизнес-кейсы, а также свежая аналитика для эффективного выстраивания деятельности на следующий год.
Конференция состояла из двух сессий. В рамках первой спикеры обсудили ключевую динамику развития категории и производство успешного ассортимента, а во второй — как эффективно продвигать его в ритейле в 2022–2023 году.
Модератором конференции выступила Елена Воронцова, директор по устойчивому развитию ФТС «Перекрёсток» (X5 Retail Group).
С первым докладом выступила Анна Уварова, директор по развитию бизнеса в России компании Ipsos. Анна рассказала про развитие категории и антикризисные тренды 2023 года. Что касается общеэкономической ситуации, то ее восприятие потребителем стабилизируется, а ключевым негативным последствием кризиса стало повышение уровня цен.
Из трендов, связанных с питанием, Анна выделила:
- Диета как образ жизни
- Возврат к основам (традиционные и местные продукты)
- Рост потребления чая с добавками
- Развитие доставки еды и продуктов
- У зуммеров популярен фаст-фуд, а фаст-фуд становится более здоровым
- Заедание стресса
- Намерения ниже потребления
Елена Шифрина, основатель компании BioFoodLab, рассказала про развитие ниши безглютеновых продуктов и здоровых перекусов на примере бренда Bite. Средний рост категории в мире составляет 7%, а в России это показатель в два раза выше. При этом производство безглютеновой продукции — это очень сложно, так как все производство должно быть абсолютно свободно от глютена, нужно делать смывы с оборудования каждый день. К основным барьерам безглютенового производства также относятся дороговизна производства и снижение доходов населения.
Но категория будет расти, так как на рынке сейчас много драйверов, среди которых:
- Тренд на ЗОЖ и функциональность
- Интер ес со стороны ритейлеров
- Развитие нутрициологии
- Новинки в массовом сегменте
- Дороговизна импортных брендов
Есть также и потенциальные ниши и категории для развития:
- Готовые смеси
- Несладкие мучные снеки
- Полуфабрикаты
- Кондитерские изделия
- Специи, топинги, соусы
То, как сегодня выглядит портрет потребителя ЗОЖ прокомментировала Анна Уварова на примере презентации, подготовленной Олесей Бугременко, руководителем отдела по обратной связи и покупательской аналитике ФТС «Перекрёсток» (X5 Retail Group).
В результате проведенного исследования было выделено 4 сегмента потребителей по отношению к ЗОЖ:
- ЗОЖ-адепты (4%): высокие показатели по всем критериям (избегают фаст-фуд, проверяют маркировку продукции, регулярно питаются, беспокоятся о количестве еды, занимаются спортом, считают калории).
- ЗОЖ-последователи (22%): не так активны, но стараются регулярно и правильно питаться и проверяют маркировку.
- ЗОЖ-Стремящиеся (41%): всего четверть из них избегает фаст-фуда, они беспокоятся о количестве еды.
- ЗОЖ-Инертные (33%): не проявляют интереса к здоровому образу жизни.
Респондентов также попросили определить, что они считают благополучием. Здоровье и семья являются основными составляющими по всем группам, а вот финансовая стабильность значимо выше оценивается только группой ЗОЖ-инертных. Адепты и последователи большее внимание обращают на здоровое питание и спорт, а также на дружбу и любовь.
Что касается опыта употребления продуктов для здорового питания, 72% опрошенных имеют такой опыт, а 28% никогда такую продукцию не пробовали. Основным барьером становится высокая цена.
Что касается самого популярного в ЗОЖ сегмента, то это, конечно, бакалея. О том, с какими сложностями сталкив ается эта категория, рассказала Даяна Кругликова, руководитель проекта Bionova. В рамках презентации Даяна представила несколько интересных кейсов совместных промо-акций с ритейлом.
В заключение первой части конференции выступила Валерия Родина, исполнительный директор Союза производителей продукции на растительной основе. Валерия рассказала про развитие инновационной продукции. На рынке в данный момент функционируют уже 50 компаний, производящих продукцию на растительной основе.
К основным источникам сырья для растительной продукции относятся:
- Источники белка: бобовые (соя, горох, нут, чечевица, фасоль, л юпин), злаковые (рис, пшеница), прочие растения (водоросли, картофель, грибы).
- Источники жиров: кокос, рапс, пальма, подсолнечник, орехи, оливки, авокадо, лен и другие.
Валерия также обозначила главные вызовы отрасли сегодня:
- Дефицит импортного сырья и ингредиентов
- Дефицит упаковочных материалов
- Рост цен на импортное сырье
- Нарушение товарно-логистических цепочек
Были обозначены и варианты решения:
- Оптимизация рецептуры производства
- Оптимизация ассортимента продукции
- Создание новых продуктов с оптимальным составом для потребителя и производителя
Со своей стороны Союз производителей продукции на растительной основе сформулировал перечень мер поддержки отрасли: льготная ставка НДС 10%, отдельные коды ОКПД-2, разработка ГОСТов, ставки таможенных пошлин и т. д.
Вторую часть конференции открыло выступление Сергея Филиппова, директора по технологиям и эффективности СТМ сети «Перекресток». Сергей рассказал про развитие СТМ в сети, конкретно в категории ЗОЖ — бренда «Зеленая линия».
Екатерина Петренко, руководитель отдела по развитию растительных продуктов Danone, представила доклад на тему «Как развить и сохранить ценность нового сегмента — продуктов на растительной основе».
Из глобальных трендов в сфере здорового питания Екатерина выделила:
- 7 из 10 людей убеждены, что пища влияет на здоровье.
- Главная причина для смены привычек — поправить здоровье.
- 75% изучают состав продукта на этикетке.
- 73% предпочитают более пресную пищу.
- 49% готовы платить больше за более здоровые продукты.
Сейчас, как отметила Екатерина, наступила эра флекситарианства — смешения растительной и животной пищи. В связи с тем, что тренд на рост категории растительных продуктов мировой, то в России ее потенциал особенно велик.
Тему развития органики поднял в своем выступлении Алексей Полищук, управляющий партнер Organic around, на примере кооператива Sun Planet Organic.
Из проблем и барьеров органической продукции Алексей выделил:
- Дороже регулярных аналогов
- Теряются среди псевдоорганики
- Портятся быстрее регулярной продукции
- Дорогая логистика из-за маленького оборота
В продолжение темы Илья Калеткин, основатель ГК «Аривера», рассказал о развитии сегмента органической бакалеи на примере кейса от бренда Arivera.