«Ритейлеру важно не только то, кто его покупатель, но и какую стратегию он выбирает»
Ведущие аналитики и лидера ритейла обсудили состояние потребительского рынка России и тренды в ритейле на выставке WorldFood Moscow 2023
В первый день выставки WorldFood Moscow 2023 на площадке Форума лидеров продовольственного бизнеса собрались ведущие аналитики рынка и крупнейшие ритейлеры, чтобы поговорить об изменениях на потребительском рынке России, произошедших за последние полтора года, трендах в ритейле и предварительных итогах текущего года. Мероприятия Форума модерировал Кирилл Терещенко, генеральный директор, КОТАНИ Россия и СНГ.
На аналитической сессии Иван Федяков, основатель и глава группы компаний INFOLine, Светлана Силенина, руководитель направления «Потребительский рынок» INFOLine, и Анастасия Сидорина, директор по работе с клиентами холдинга Romir, представили данные по макроэкономическим показателям, состоянию потребительского рынка и домохозяйств, стратегиям потребителей и производителей, розничной торговле и торговым сетям FMCG, а также по рынку общественного питания.
Иван Федяков отметил, что в условиях текущей экономической ситуации потребители включают антикризисную стратегию: наблюдается рост вкладов в банках, потребительских кредитов и ипотечных кредитований. Происходят изменения в структуре населения по уровню доходов и расходов: верхний (8%) и средний (12%) ценовой сегмент снижается, а бюджетный (55%) и сегмент ниже прожиточного минимума (25%) растет.
По словам Анастасии Сидориной, на протяжении всего 2023 года индекс покупательской уверенности демонстрирует процесс стабилизации, что говорит об адаптации потребителей: «Новая реальность становится все более привычной для россиян — формируется новая нормальность». Активация режима экономии приводит к отказу от дорогостоящих покупок и сокращению расходов на отдых и развлечения, а сам режим начинает восприниматься частью населения как норма. Аналитик считает, что так происходит, потому что высокий уровень адаптации характерен для российского населения.
Несмотря на постепенное снижение уровня стресса, половина населения (45%) все еще про должает испытывать значительный стресс. В тройку наиболее популярных способов борьбы со стрессом среди россиян входят прогулки (46%), время с близкими (40%) и вкусная еда (35%). Желая побаловать себя, покупатель ищет «вкусные решения» на рынке даже в таких консервативных категориях, как, например, мясная продукция. Это говорит о том, что потребители готовы к текущей ассортиментной матрице, а главное — к новым решениям.
В том числе 68% россиян готовы покупать продукцию СТМ. Число категорий, в которых покупатель открыт к СТМ решениям, растет. Собственные торговые марки расширяют присутствие в разных ценовых сегментах, включая премиум-сегмент. Светлана Силенина озвучила прогноз, согласно которому в ближайшие 2–3 года доля СТМ в обороте крупнейших сетей составит 20–25%.
В розничной торговле происходит перераспределение продаж между разными каналами и разными компаниями, наблюдается положительный рост в сегменте дискаунтеров и онлайн-продаж. В структуре розничного рынка ТОП-10 торговых сетей занимают 38,5%. Анастасия Сидорина отмечает, что сегодня, выбирая торговые сети FMCG, потребитель активно переключается между форматами и тем самым закрывает сразу несколько своих потребностей.
Кроме того, часть своих трат покупатель начинает перераспределять на рынок общественного питания. Драйвером роста этого рынка является увеличение траффика. Наиболее активный рост трафика наблюдался во втором квартале 2023 года (+27%). Этот сегмент смог не только вернуть покупателей после событий последних трех лет, но и привлечь новых.
«Общепит — это один из ключевых каналов сбыта. Производители очень активно смотрят в эту сторону», — заметила Светлана Силенина. Говоря в целом о производстве продуктов питания в условиях ухода зарубежных брендов, спикер также выделила несколько стратегий производителей: вынужденное импортозамещение, мимикрия под международные бренды, создание нишевых продуктов, вертикально интегрированная стратегия и работа с ассортиментом.
«В фокусе любого бизнеса всегда находится человек. Поэтому важно, как ведет себя покупатель», — подчеркнула в свою очередь Анастасия Сидорина и назвала существующие покупательские стратегии: избегающий (23%), ценовой гуру (22%), прагматик (20%), оптимизатор (18%), в поисках лучшего магазина (17%). «Ритейлеру важно не только то, кто его покупатель, но и какую стратегию он выбирает», — заключила аналитик.
Разговор о поведении потребителей и трендах в ритейле продолжился на главной пленарной дискуссии лидеров продовольственного ритейла. Главная тема встречи — «Новые вызовы, новые риски, работа над ошибками и новый виток поиска точек роста бизнеса». В дискуссии приняли участие Андрей Бодров, директор по стратегии и инвестициям «МАГНИТ», Ася Балабай, коммерческий директор «Ашан Ритейл Россия», Денис Сологуб, президент компании «Азбука Вкуса», Евгений Римский, управляющий по качеству и закупкам компании «ВкусВилл», и Йенс Фрерихс, коммерческий директор «Зельгрос».
П о словам Андрея Бодрова, потребитель не хочет отказываться от хорошего сервиса. В какой-то момент цена станет доминирующим фактором, а качество и потребительский опыт будут не так важны. Но потребитель очень рационален и будет искать наилучшие предложения. «Потребитель точно не становится менее требовательным. Он становится более избалованным и хочет всего и сразу, лучше и дешевле», — заявил эксперт.
Ася Балабай отметила, что сегодня наблюдается тренд на рациональное потребление (с одной стороны — меньше заплатить, с другой — купить качественную еду) и готовую еду. Об этом же заявил и Евгений Римский. Спикер также считает, что тренд на здоровое питание продолжается, а экоповестка, откатившаяся немного назад, через какое-то время вернется. Кроме того, рынок онлайна и доставки ускоренно продолжит свой рост. Но в итоге все будет зависеть от покупательской способности.
Денис Сологуб добавил, что фактор цены в настоящее время важен для всех: клиент очень сильно откликается на изменение цен в лучшую для него сторону. По мнению топ-менеджера, ритейл также должен нести в себе эмоциональную составляющу ю: «Покупать вкусную еду интереснее в магазине».
Все спикеры назвали нехватку персонала главным вызовом, стоящим сегодня перед ритейлом, а способность быстро адаптироваться — ключом к успеху.
Выставка WorldFood Moscow 2023 продлится до 22 сентября в МВЦ «Крокус Экспо» (павильон 3, залы 14 и 15).