Интервью с Сергеем Леоновым, генеральным директором франчайзинговой сети «Хороший выбор»
Сергей Леонов — сооснователь и генеральный директор Альянса Региональных Ритейлеров, объединяющего около 600 магазинов в 8 регионах России, с совокупной выручкой в 1,4 миллиарда долларов
Сергей, расскажите нам про свою франчайзинговую сеть «Хороший выбор».
При консолидации рынка во всех европейских странах наблюдалось снижение маржи региональных сетей или отдельно стоящих магазинов и возникали вот такие объединения. Мы не делаем ничего нового, это вот такой отклик на вызовы. Восемь лет назад акционеры региональных сетей сели за один стол и обсудили, что нас ждет. И не ошиблись: давление маржинальностью, инфраструктура, IT, логистика. Объединившись, мы смогли создать общие возможности и смогли обмениваться опытом.
Обмениваясь практиками и опытом, выявили ли вы отличия между столичным потребителем и региональным?
У нас нет понятия «Москва» и «Регион», для нас каждый регион — это отдельная бизнес-единица, и у них очень разное потребление. Более того, в каждом регионе существует свой формат магазина, в котором потребление тоже разное. Мы смотрим динамику по категориям, а также смотрим, как меняются наши конкуренты. Также анализируем предпочтения потребителя, как они выбирают: по цене, по бренду, по ассортименту.
А почему важно ритейлу сейчас уходить в цифровизацию?
IT и цифровизация — это очень широкие понятия, их можно разделить на несколько больших тем: автоматизация товародвижения — и это уже традиционная история, аналитические системы, которые сейчас активно развиваются. Как раз на их основе у нас работает система выбора поставщиков. Любой производитель может создать свой кабинет, загрузить свое предложение, и мы уже автоматически сравниваем их.
А как ритейлеру попасть в ваш альянс?
Также зайти на сайт, там есть наши требования к партнерам. В чем сейчас наша сложность: мы не можем принимать в наш альянс отдельно стоящие магазины, так как они нетехнологичны, как правило. Самая маленькая сеть, которая входит в наше объединение, имеет оборот 3 млрд в год, а самая большая — 54 млрд в год. В следующем году мы планируем, что в альянс также будут входить и поставщики сырья, и производители, с которыми мы сейчас партнеримся по направлению СТМ.
В чем феномен СТМ на ваш взгляд?
Это, прежде всего, сила бренда. По оценкам JFK, самый высокий NPS сейчас среди СТМ у «ВкусВилл». Мы договорились с ними о поставках их продукции к нам на полки, и это действительно увеличило трафик. Большие перспективы у СТМ именно сейчас, когда большие бренды перестали вливать бюджеты в рекламу или вообще покинули рынок.
А если говорить как раз про импортозамещение, эта стратегия еще актуальна у производителей?
У нас сейчас появилось действительно большое количество хороших производителей.