Как меняется рынок органики в России: мнение потребителей и производителей
На выставке WorldFood Moscow 2024 обсудили развитие российского органического рынка
Почти за пять лет число производителей органической продукции в России выросло в 10 раз: в 2020 г. их было около 20, а сегодня — 218. 11 их них стали участниками коллективного стенда производителей органической продукции, который был сформирован Фондом «Органика» на выставке WorldFood Moscow уже в третий раз. В этом году площадь стенда увеличилась в полтора раза.
Ежегодно тема органической продукции становится неотъемлемой частью не только экспозиции WorldFood Moscow, но и деловой программы выставки. 18 сентября в зоне «Кулинарного марафона» проходили мастер-классы шеф-поваров, которые готовили свои блюда на основе именно органической продукции. А сегодня в WorldFood Ритейл Академии на сессии, посвященной рынку органики в России, уделили особое внимание вопросу популяризации органической продукции. Партнерами мероприятия выступили Фонд «Органика» и РОСКАЧЕСТВО. Модерировал встречу Александр Чумак, заместитель руководителя РОСКАЧЕСТВО.
Открыл сессию Вячеслав Федюнин, директор Фонда «Органика». Одним из главных направлений Фонда в отношении популяризации органики в России и активации потребительского спроса является работа со школами. В 2022–2025 гг. среди школьников проводился конкурс на темы, связанные с органической продукцией. В нем приняли участие более 1600 учеников из 90 школ, находящихся в 17 регионах России. Победителями и лауреатами стали 146 человек. Также в одной из ростовских школ в приготовлении завтраков использовалась локальная органическая продукция.
Большой вклад в развитие российского рынка органики внесло издание книги «Органическое земледелие в России: как энтузиасты создавали рынок». О ней на сессии рассказал автор книги Игорь Цыкунов, директор Агентства тактических решений РАНХиГС при Президенте РФ, и представитель издательства Анастасия Честнейшая, генеральный директор ООО «Олимп-Бизнес». Книга состоит из интервью с экспертами органического рынка, а ее задачей, по словам спикеров, был рассказ об истории органики в персоналиях. «Хотелось бы, чтобы эта книга влияла на людей, на продвижение органического движения, его развитие», — поделился Игорь Цыкунов.
Прямо во время сессии Александр Чумак вручил сертификат «РОСКАЧЕСТВО – Органик» команде Х5 Import Import, которая стала первым поставщиком органических бананов из Эквадора в Россию и первой сетью, которая сертифицировала своего поставщика для СТМ «Зеленая линия». Подробнее об этом и о развитии органической полки в торговых сетях федерального ритейлера рассказала Анастасия Жарова, руководитель GR-проектов X5 Group. По словам спикера, средняя оценка покупателей продуктов с признаком «органик» составляет 4,8. Наибольший товарооборот имеют позиции, относящиеся к категории ФРОВ (40%) и «свежие товары повседневного спроса» (21%). Инструментами для популяризации органической продукции может быть отдельный раздел в онлайн-канале, выделение органики на полках шелфтокерами, а также участие в выставках, фестивалях и форумах, считает Анастасия Жарова.
Особое внимание на мероприятии было уделено проблемам, с которыми приходится сталкиваться органическому рынку в России. О пробуксовке в развитии отрасли рассказал Сергей Коршунов, председатель Правления Союза органического земледелия. Причиной этой пробуксовки, по мнению эксперта, является общая ситуация с развитием сельскохозяйственного производства. Спрос на продукцию существует, но нет справедливой цены, и связано это в том числе с тем, что оборудование, необходимое для производства, стоит дороже, чем товар, который на нем произведен. Среди вызовов, с которыми приходится сталкиваться отрасли сегодня, Сергей Коршунов выделил удержание себестоимости и цены реализации, низкую инвестиционную привлекательность, снижение маржинальности производства и снижение объемов экспорта.
Своим опытом производства и продажи органической продукции поделилась Виктория Бартеньева, директор по маркетингу Major Agro. С момента старта продаж собственных продуктов произошло пятикратное увеличение. За 5 лет на полках магазина М2 побывало 189 брендов, 85% из которых имеют сертификаты мировых стандартов. Однако с 2022 г. убыль среди брендов составила 42%. 44 органических бренда мировых стандартов покинули полки М2, а заняли их место 20 брендов российского стандарта.
Евгений Ермолин, основатель магазина органических и Zero Waste продуктов «Рожь да Лён», отметил во время своего выступления, что особенно сложно в период с декабря по май складывается ситуация с органической зеленью, помидорами и огурцами, которые формируют корзину потребителя. Также существует недостаток куриной продукции и яиц, ягод и фруктов, в особенности цитрусовых. Безусловно, считает эксперт, необходимо повышать уровень информированности потребителей об органической продукции, а для этого «нужны такие люди, которые не бросят заниматься органикой никогда».
Директор по стратегическому маркетингу Группы компаний «Агранта» Анна Х воростяная также приняла участие во встрече и обозначила факторы снижения спроса на органику: высокая цена, ограниченная доступность, недостаточная информирование, консервативные предпочтения, ограниченный ассортимент, краткосрочный срок хранения продукции. Для решения этих проблем отрасли необходимо вырастить в потребителе интерес к органике, соответствовать запросам рынка при производстве, доказать жизнеспособность в каналах сбыта и развивать законодательную базу с помощью органов власти.
Важный тезис прозвучал в выступлении Любови Аксеновой, руководителя GR-службы «ЭкоНива». Сегодня до потребителя нужно доносить отличия органической продукции, которые заключаются во вкладе в окружающую среду, другом вкусе и дополнительной пользе. Развивать и продвигать категорию можно с помощью расширения органик-полки в крупном ритейле, работе с потребителем на федеральном уровне, унификации требований к маркировке, операционной господдержки и экспортных требований.
В сессии также принял участие Игорь Усатый, заместитель генерального директора по развитию Фонда развития ЮГРЫ, и поднял вопрос развития, продвижения и поддержки производителей органической продукции в Ханты-Мансийском автономном округе — Югра. С 2022 г. 7 югорских компаний успешно прошли сертификацию органической продукции, которая представлена не только в региональных торговых сетях, но и в федеральных в формате фермерских островков.
Кроме того, участником мероприятия стала Елена Нечаева, эксперт по пищевой продукции, нутрициолог, технический директор органа инспекции «Ростест-Москва» и заместитель руководителя направления по оценке соответствия АО РОСТЕСТ, которая рассказала о регулировании рынка органической продукции в России, основных требованиях к органическому производству и этапах получения статуса «производитель органической продукции».
С благодарственной речью к участникам сессии и заключительным словом выступил Илья Калеткин, председатель Правления Группы компаний «АРИВЕРА». Он еще раз отметил необходимость внедрения в сознание детей знаний об органическом производстве и заявил, что детское питание в школах — это то, в чем органика должна быть номером один.
Завтра заключительный день WorldFood Moscow 2024. Успейте посетить экспозицию выставки и мероприятия деловой программы в МВЦ «Крокус Экспо» (павильон 3, залы 14 и 15). Посещение деловой программы бесплатно по билету выставки.